Любовь и знание о себе. Психоанализ и духовная психотерапия. Измерение души и измерение личности
Познание себя и знание о себе. Природа и истина. Любовь, сострадание и понимание. Психоанализ и духовная психотерапия. Измерение души и измерение личности.
«Суть внутри сути, Ты не что иное, как я.
Суть внутри сути, я — всего лишь Ты.
То, чем мы являемся вместе —
Не умрет никогда.
Как да почему?
Какая разница».
(Стихи Лаллы,
«самореализованной» женщины из Кашмира)
Вступление
Разбор живой ситуации, как вступление для статьи
Глава 1. Любовь, удача и знание о Себе
Существуют в жизни и во Вселенной, словно, как два крыла у птицы, два измерения. Это измерение личности и измерение души. Это является основными элементами знания о себе.
Если человек не проживает себя как душу, то для него любовь, сострадание, справедливость, правила самой жизни, понимание жизни – остаются лишь словами (услышанными или прочитанными) или остаются некими состояниями, которые можно потерять или к которым нужно стремиться.
Это знают все, но мало кто так живёт. Почему? Все хотят жить в Любви, но мало знания о себе.
Отношение к жизни, отношение к людям, отношение к любви, отношение к самому себе и ожидания (или стремления) от жизни что-то получить (или выиграть) - являются отражением одновременно двух вещей. Неосознаваемых выводов как быть счастливым из принятых в детстве решений (детские представления о счастье рядом с родителями или без них) и одновременной попыткой уже взрослого человека построить свою жизнь самостоятельно, подобно слепому кроту, которому лишь кажется, что у него есть план, что он знает чего он хочет и что он в состоянии попасть в то место своей жизни, которое он сам придумал в голове как фантазию, о том что бывает, ориентируясь на жизнь других людей вокруг.
Мало того, что он не замечает, как он ошибается считая, что управляет своею жизнью сам, так он ею ещё и не управляет, так как пытается управлять на фундаменте неосознаваемых детских решений. Плюс влияние трансгенеративной передачи недопройденных жизненных сценариев по убеганию от ситуаций страха, передаваемых генетически по роду вниз по поколениям. И это всё запутывает окончательно.
И это одна из причин почему психотерапия практически нужна каждому человеку. Так например ребёнок, чувствуя, что зависим от настроения и счастья родителей, бывает делает ранний вывод о том что, чтобы быть счастливым, надо чтобы счастливы были Другие (другие люди). Тогда, начиная с мелочей и постепенно вырастая, такой человек, среди предоставленных жизнью выборов (или вариантов), всегда выбирает для себя наихудший, так как тогда лучшее оставляется Другим. Тогда он хороший для других и другие счастливы, а значит (как ему кажется) и он вместе с ними.
Естественно, счастье не приходит в нашу жизнь ни из какой схемы по получению счастья. В данном, описываемом, случае схема - не брать от жизни лучшее, а наоборот брать худшее, чтобы выиграть своё (желаемое). Такого человека со временем могут назвать неудачником или говорить про него, что ему просто не везёт в жизни. А кому везёт? И тот кто "удачен" (с виду), он точно также неудачен в чём-то своём. Часто психологи учат тому как достигать целей и результатов в желаемом, сами при этом имя с этим проблему. Поэтому этим и интересуются, просто у них больше времени и есть естественное желание чем-то делиться с людьми. И проблема не в том, что психолог сам не стал "удачливым" (в чём-то своём, в желаемом), а проблема в том, что нет удачливых людей вообще в принципе. Потому что как птица летит на двух крыльях, так и человеческая форма живёт в двух измерениях. И то что считается областью личных достижений, то лишь одно крыло. Второе крыло - это жизнь души. Жизнь души не находится во власти личности. Жизнь души случается непредсказуемо для ума, происходит для измерения личности как дар или чудо (если речь о чём-то замеченном парадоксальном). Без жизни души нет и жизни личности. Но развиваться личностно (через цели и результаты) - это как махать всё время одним крылом.
Или если процесс жизни сравнить с путешествием в лодке по океану жизни, то этот сбой в попытке стать счастливым (у взрослого человека и без учёта фундамента детских бессознательных решений), заключается в том, что человек словно стремится раскачивать всё время лодку, пытаясь не плыть по течению жизни, а пытаясь до чего-то дотянуться на её берегах, как будто счастье зависит не от самой жизни в унисон с жизнью ("пребывания в настоящем моменте", "наслаждения от процесса", " в ценности дарованного самой жизнью, в принятии судьбы и др. простые вещи), а от чего-то ещё, то есть от полученного своими усилиями, полученного не в унисон с жизнью, не пришедшее само по течению той судьбы, что рождается сама как спонтанно разворачивающийся узор во Вселенной.
То, что получено через усилия и то, что постоянно меняется - это называется состояниями ума, трансами, волнами чувств, эмоций, состояниями сознания. Чем больше человек раскачивает лодку жизни, тем больше смены состояний. Но со счастьем, с любовью, со свободой, с естественным состраданием (помощью людям, деланием для других) - это не связано. Это связано с желанием стать счастливым отдельно от других. Это желание махать одним крылом. И это подобно тому как если всё время выдыхать, а не вдыхать. Рано или поздно (в этой или в следующей жизни, в жизни детей (трансгенеративная передача)), человек начнёт задыхаться и задумываться о том, о чём идёт здесь речь более серьёзно, то есть присмотревшись к фактам не чужой жизни, а своей собственной.
Жить душой - это проживать жизнь сердцем (то есть "неизвестно как" для ума, опасно для себя, для личности).
Таким образом есть любовь, сострадание, понимание – как состояния ума (трансы ума, состояния эго). И есть любовь, сострадание, понимание, рождённые из переживания природы Себя как Вечности и Тайны, как Путешествия через доверие к течению жизни в неизвестность. И это уже не только состояния (природа которых меняться, приходить и уходить), но нечто большее, это манифестации изначальной (первичной) природы существования, которую иногда называют Океаном блаженства или благодати, безусловной (и безличной) Любви, которая включает в себя человека как одну из форм своего существования, проявления Сознания.
Глава 2. Природа Любви безусловна и безусильна
Это сам человек наделяет Любовь (Тайну) какими-то качествами, определяет чем-то личным, человеческим. Определяет в итоге тем, чем она на самом деле не является.
Влюблённость, личная любовь к объектам, зависимость от любви к другим или от любви других к себе – всё это истории об источнике любви, подобном свету луны, которая светит лишь потому, что на неё падает свет солнца. Личность человека – и вовсе подобна отражению света луны в колодце. Причём – это сравнение правда об истине в два конца: это правда об иллюзии «о источнике света во вне» (в матери, в объекте влюблённости), и правда об истине о «источнике света внутри», где нет внешнего и внутреннего (нет границ личности).
Человеческая форма существования обладает естественным потенциалом к осознанию «реального положения дел» по поводу природы своего существования, природы своего сознания, источника любви и внимания. Это называется «знанием о Себе». Единственно, что к этому нельзя прийти специально, то есть по своей воле. И знание о себе через это закрыто естественным образом от тех, кто к нему не готов, не созрел личностно.
Глава 3. Природа любви, открытие знания о себе и личностно-духовный рост
Знание о себе само открывается естественными для человека путями. Поэтому глупо формировать некую в себе искусственность и не естественность в жизни. Поэтому и рекомендуется держать сердце открытым. Это конечно не поможет «специально» осознать свою природу (природу Любви), но в то же время будет меньше страдания в жизни. Хотя на первых порах, когда человек открывает своё сердце миру, страдания становится больше. Также и медитация (без общения с настоящим духовным мастером) ни к чему не приведёт, так как не должна быть чем-то специальным. И только человек со стороны может указать нам на правду о нас. Часто, для многих уход в личностные и духовные практики – это побег от быта, отношений, «положенного» по судьбе - попытка избавиться лукавым способом от положенного к прохождению по карме (по судьбе). Через отношения и быт личность вызревает.
Личность вызревает не только через любовь. Личность вызревает через боль. Об этом упускается или наоборот это подменяется «моральным мазохизмом» или «моральным негативным нарциссизмом». Поэтому помимо духовного учителя многим требуется и психоаналитик, духовно-ориентированный психотерапевт-психоаналитик.
Вызревание личности подобно истории про колосья. Один крестьянин попросил Бога, чтобы для урожая пшеницы в его полях были созданы идеальные условия. Чтобы солнце светило, грозы, ветра и града, засухи, зноя и стылого морозного воздуха не было. Бог выполнил просьбы преданного молитвам крестьянина. И выросли огромные колосья размером с корову, а иные размером с дом…Но все они оказались пустыми внутри.
Почему личность должна вызреть? Потому что без этого личность («я», «эго») не разочаруется естественным образом в себе (как в нечто отдельном от тела Вселенной) и не разочаруется в «жизни через цели».
Без вызревания личности занятия личностным ростом и духовным ростом и вся духовность становится похожей на раздувание эго (мегаломанию), на представление и фантазию «Я – Бог».
Без вызревания личности нет и речи о любви, есть лишь потребность в любви. Нет понимания любви, и есть жизнь эго с фантазиями о любви и с временными состояниями ума в виде влюблённости. Есть непроходящая тоска по Любви …по своей естественной природе.
Когда люди говорят о любви и сострадании, они вкладывают в это, каждый своё, далеко не безличное, понимание и отношение (к этим феноменам, присущим Вечности и проявленным как качества в человеке). Нет любящих и сострадающих людей, есть Нечто, что любит и сострадает через людей как через формы и образы этих форм, словно как через персонажей на сцене театра. Источник любви и сострадания не подвластен человеку и не подконтролен. Поэтому глупо к чему-то или кому-то привязываться или считать своим навсегда.
Поэтому некоторые мудрецы (или гуру, духовные учителя и мастера), сравнивали жизнь с театром и одновременно со сном. Потому что человек, словно, засыпает в образ себя на сцене и ему реально начинает казаться, что он Вася или Лена, который профессионал в своей деятельности (банкир или сапожник) или неудачник по жизни (бомж или кто-нибудь ещё, склонный выбирать худшее или стремиться к лучшему, но всё время промахивающийся мимо цели). Человек как бы заснул в собственную личность, как улитка свернулась клубком в своём домике. Личность, состоящая из прошлого, мертва для будущего, в котором настоящее ещё не родилось.
Для зрелых личностей и, тем более для тех, кто проснулся из домика улитки, или, как говорят, «вышел за пределы личности» и личного, этот мир видится по-другому. Люди с их занятиями и суетой вокруг чего-то несущественного (или несуществующего) видятся подобно котятам, играющих с клубком шерстяных ниток.
Глава 4. Пути знания о себе и открытия себя любви. Психоанализ и духовно-ориентированная психотерапия как один из путей
Природа истины или знания о себе, каждому человеку открывается по-разному. Разными путями и через разные образы. Через те дороги и образы, которые человеку созвучны, по душе. Здесь нет норм и правил.
Это может быть психотерапия жизнью. Это могут быть отношения с близкими. Этим может стать духовный поиск. Этим может стать зов свободы или тоска по Любви.
Психоанализ и глубинная психотерапия (духовно-ориентированная психотерапия) тоже могут являться дорогами познания себя.
Психологи, психотерапевты, психиатры, психоаналитики в основном работают с личностью и со сферой ума (разума). Большинству людей достаточно и этого, но не всем.
Но, в тоже время, психоаналитическая техника из-за своей уникальности, из-за своей не-директивности, подходит к любым системам верования, включая атеистов, агностиков и догматизированные директивные конфессиональные религиозные течения. Потому что психоаналитик ничего не вкладывает своего личного в процесс (в психотерапевтический процесс) и в межличностное пространство (в психотерапевтическое пространство кабинета). Психоаналитик – это пустое зеркало для проекций и одновременно живой человек.
Психоаналитическая техника имеет свои ограничения и свои преимущества. Но главное - не нарушает личные границы человека (бережна к личности такой, какая она есть). Настоящий психотерапевт не навязывает (не озвучивает) ничего личного без крайней на то необходимости. Не навязывает своих смыслов и верований, теорий.
Правда о себе, конечно, не растворяется и не исчезает сама по себе, и пациент (анализант) чувствует (сознательно или бессознательно) то, во что верит психотерапевт или психоаналитик. Но поэтому и говорят, что как у каждого магазина свои клиенты, так и к психоаналитику приходят только его пациенты. Подобно тому, как конкуренция – это иллюзия для бегающих за результатом людей. И это правда. Всё, как и в жизни, распределяется на уровне бессознательных дорог распределения. Каждому своё и каждый хорош на своём месте.
Деньги в настоящем психоанализе являются тоже магическим «психотерапевтическим фактором». Психотерапевтический фактор – это то, что преобразует личность изнутри. Деньги могут иметь разные смыслы в структуре личности разных людей. Могут выступать как препятствием, так и ступенью для шага в зрелую личность. Это отдельная техническая тема, но суть, из которой следует знать о деньгах в отношениях с терапевтом – это то, что человек платит за психоаналитическую психотерапию или психоанализ столько, сколько ему по возможностям, которые могут меняться. Но обо всём договариваются и договорённости не нарушаются. Оплачиваются все встречи и пропущенные тоже (после первичных консультаций, когда люди определились, будут ли работать вместе и в каком методе лучше работать). Оплата пропущенных встреч – это тоже психотерапевтический фактор. В психоанализе (и в хорошей глубинной психотерапии) всё «человеческое» работает на психотерапевтический процесс. Всё берётся во внимание и рассматривается, потому что, и действительно, в жизни «всё влияет на всё».
Глубинная не-директивная психотерапия не ограничена только психоанализом. Есть «Юнгианский психоанализ», «современная духовно-ориентированная психотерапия» (речь не об экзистенциональной психотерапии, но её элементы могут быть включены в духовно-ориентированный подход) и разные варианты расширенных психоаналитических техник под разные типы личности (где задействуются психоаналитические знания и соблюдаются психоаналитические техники по не нарушению границ личности). В процессе первых консультаций (а их может быть 3-5-…столько, сколько нужно), определяется, что будет предложено с учётом индивидуальных особенностей человека.
Глава 5. Как не ошибиться в выборе специалиста-психолога, психотерапевта, психоаналитика
О том, как не ошибиться в выборе высококвалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта, психоаналитика), пока на нашем сайте нет объёмной статьи. Возможно потому, что об этом не просто написать так, чтобы «незримо» не предлагать себя.
Но некоторые вещи понимать необходимо любому человеку.
Возможно, что-то может быть почерпнуто из статьи «Психоанализ для интровертов в двух частях: Часть 1 «Неизвестное для ума». Часть 2 «Мистический олень».
В целом, чтобы не ошибиться в выборе специалиста, нужно понимать, как можно ошибиться в выборе любого другого специалиста, профессионала в своей сфере.
Разве не ошибаемся мы именно в тех случаях, когда привязаны к результату (или к цели)? Если мы чего-то очень хотим, то мы это либо не получаем, либо нам подсовывают «стекляшку», вместо «бриллианта».
Пока человек думает, что можно купить что-то серьёзное только за деньги, то он будет разочарован (со временем).
Если человек ориентирован на бесплатное, даром, но сам при этом на многом экономит и даром для других ничего не делает (даже не пытается, так как если бы попытался, то увидел, что это не возможно – делать что-то «специально» для других не думая о себе), то такой человек также будет разочарован (со временем или сразу).
Глава 6. Все желания человека – это желание счастья. Две категории людей в поисках счастья. Иллюзия идеи о цели и идеи о себе
Все люди хотят чего-то или желают, так как хотят одного – счастья. Духовные мастера говорят «все желания человека – это одно желание -желание счастья».
Есть две категории людей (в поисках счастья). Одни сосредоточены на идеи отношений, другие на себе. Одни, будучи сосредоточены на идеи отношений (а значит и идеи цели), бывает, что доходят в поиске идеала отношений (через разочарования) до построения отношений с Богом. Те, которые сосредоточены на себе, и на идеи о себе, обычно идут в сторону от объектов и находят себя в «поиске себя» в духовных учениях или в собственных концепциях, где нет очевидной идеи Бога (Нео-Адвайта (Недвойственность), Буддизм, Агностицизм).
Обе категории людей в конечном итоге поиска (познания себя через погружение внутрь или познания себя через отношения с другими людьми), теряют идею о цели, теряют идею об источнике любви в другом объекте и теряют идею о себе (теряют образ себя). В обоих случаях при вызревании личности эти идей обесцениваются и растворяются как не важные. Внимание расслабляется и человек сдаётся Вселенной, Пустоте, Неизвестности или Богу. Сдавшись, человек находит себя настоящего и обнаруживает свою природу, которая от него никогда и не была сокрыта. Он лишь сам от неё убегал (за целями, за отношениями, за желаниями, за идеалами и иное).
Почему уходит важность цели на пути к себе, в процессе познания себя («узнавания себя»)? Как растворяется «образ себя»? Как заполняется пустота внутри, как она становится полнотой и самодостаточностью? Как личностная незрелость (для вызревания которой часто именно и нужны отношения с другими людьми) влияет на прерывание процесса наполнения внутренней пустоты любовью. Всеми этими вопросами занимается современная духовно-ориентированная психотерапия и дзен-психоанализ.
Мы ошибаемся в жизни именно в тех случаях, когда определяем для себя задачу (план), или цель и идём к ней. В результате привязываемся к цели, к результату, к плоду усилий. К плоду, который возможно нам и не нужен, так как важным для нас стать (со временем) должно было, что-то другое. А мы это упустили.
Мы, даже, получив результат, не замечаем, что он нас не сделал счастливым. И думаем что так и должно быть (у всех тоже самое), что просто нужна следующая цель…Так, незаметно для нас проходит и вся наша маленькая жизнь. Проходит мимо нас, так как настоящего наслаждения мы в такой жизни не чувствуем. Мы интуитивно догадываемся, что что-то здесь не так, но не находим «ошибки в начале уравнения» (ведь то, что не сходится сейчас, имело своё начало в пространстве и времени). Потому что, возможно, с самого начала не надо было ничего для себя намечать. Ведь мы не смотрели с этой стороны на свою повторяющуюся ситуацию?
Хорошо жить так, когда всё само случается. Это, словно, для нас некое параллельное измерение, знакомое с детства, интуитивно ощущаемое как наша настоящая жизнь или вообще, возможно, как что-то в первый раз услышанное, но понятое где-то изнутри. Как будто вместе с молоком матери, или как только вошли в этот мир, мы впитали в себя нечто таинственное, неизмеримое умом и не раскрытое нашим сознанием. Словно есть, что-то за пределами известного.
И это что-то не результат чего-то, что мы не получили в детстве, а должны были получить (хотя и это тоже имеет место быть и с этим работают спецалисты по обьектным отношениям (психоаналитики)). Но речь всегда идёт о чём-то ещё, большем. Что-то в нас всегда знает гораздо большее, чем мы сами. Оно ждёт своего часа и нашей готовности туда посмотреть, посмотреть прямо в реальность. И это большее не есть некий Бог, как наш отец, который появился в наших отношениях с мамой и стал отбирать у нас то, чем мы хотели обладать вечно. Отец, символ реальности, где нам надо уметь позаботиться о себе (жить отдельно от родителей своей непохожей на них жизнью).
И в тоже время отец – символ жёсткого и разрушительного аспекта Вселенной, в которой находится и мать, и отец, и их жизнь также не подвластна им, как и нам наша собственная. Мы песчинка в этой Вселенной. И «внешняя сила» (или «первичная сила»), для которой нет ни внешнего, ни внутреннего, но она может создавать и внешнее и внутреннее, словно, как энергия, «кровь», «шакти» этой Вселенной. Которой мы не управляем, но которая проявляется и через нас в минуты безличностности и безжалостности к себе (в Кастанедовском смысле). И которая даёт нам о себе знать в нашей жизни постоянно (чего-то лишая или ставя перед фактом того, что мы не планировали).
Случаются и, так называемые, «сидхи» и «чудеса» (чудесные избавления от плохого) и мы даже начинаем вспоминать Бога. Правда, как только с нами случается что-то хорошее, запланированное нами, то мы этот результат приписываем себе как плод наших собственных усилий. Так нам начинает казаться, что мы управляем своей жизнью.
Но как бы там ни казалось, фактом здесь является то, что мы не располагаем властью над обстоятельствами нашей жизни. И доверие к этой жизни, рождается через доверие той силе, которая стоит и за отцом и за матерью и за всем материальным, транцендентным и духовным.
Без доверия к ней мы смертны, в любой момент. Вопрос смерти может быть решён и при жизни.
Природа себя как Вечности может окрыться в любой момент, когда мы теряем образ себя, когда разрушается (обесценивается естественным образом) идея о себе. Образ себя – это представления о себе, удерживаемые отражением в других людях, это чувство собственной значимости, чувство моё и чувство делателя, нанизанные идею о себе. Когда перестаём быть заинтересованы в инвестировании в себя естественным образом, нам открывается измерение Вечности, измерение души. Интерес в инвестировании в себе часто затухает либо от личных потерь (когда личное разбивается о целое), либо когда мы разрешаем себе делать в жизни только то, что нам по душе. Последнее – это делание не того, что нам нравится, а того, что не требует усилий. Любые усилия упрочивают личность, кристаллизуют образ себя, который иллюзорен в Целом. Отношения между телом личности и телом Целого (тело Вселенной) – это подобно отношениям между пальцем (решившим что он есть всё) и телом, которое всем является на самом деле.
Глава 6. Два измерения: измерение души и измерение личности Любовь и знание о себе II (продолжение). Личностно-духовный рост? О подлинной духовности устами духовных мастеров
© Потеенко Юрий Владиславович, духовно-ориентированный психотерапевт, психоаналитик
В оформлении статьи использованы фотографии Арт-психотерапевтических выставок "Хроники безмолвия на дорогах жизни" и "Хроники российских дворов - зеркало твоей тишины. Часть 2" (ссылки на полные экспозиции появятся позже)
© ® LILA Сообщество психологов школ глубинной психологии | lila-centr.ru |♛ Пройти визуальный тест "Выбери дверь и тропинку" | Справки о Сообществе и его специалистах, сертификатах: 8(916)454-34-08 , адреса кабинетов: Москва ЮВАО,ЮАО,ЦАО... | Записаться на приём, задать вопрос по тел. специалисту психотерапевту-женщине Светлане Валентиновне, читать о направлениях деятельности : 8(916)902-46-57 (11:00 - 22:00) | Записаться на приём, задать вопрос специалисту психотерапевту-мужчине Юрию Владиславовичу, читать о направлениях деятельности : 8(916)454-34-08 (12:00 - 22:00) |Малый компас сайта / На главную
|