О сомнениях и уверенности в себе у разных типов личности. Тревожные сомнения и самоуверенность
Сложности психастенического слоя личности у психастеников и в других типах личности. О сомнениях и уверенности.
Психастенический слой в человеческом существе (в самом психастенике или в другом типе личности) – это сомнения и, более того, – это тревожные сомнения.
Сложности психастенического («тревожно-сомневающегося») слоя личности у людей:
- Не доверие своей интуиции. Такие люди часто что-то знают (как интуитивный вывод по факту), но боятся на это опереться.
- Им нужен «водитель», руководитель, тренер, начальник, авторитет, и одновременно, они его будут ненавидеть (бессознательно почти сразу), так как хотят свободы. Им, одномоментно, кажется, и что кто-то лучше знает что им делать, и что это не так (никто лучше них знать не может, но натыкаются на собственную дефензивность внутри).
- Дефензивность. Одномоментно они претендуют (им кажется, что смогут) на многое, но сталкиваются на деле с «абсолютной неуверенностью в себе» проявленной в виде «ослепления»: нет интуиции, другой человек лучше знает, искусственное чувство вины. На самом деле переживания чувства вины нет, а есть нечто напоминающее её, чтобы склонить голову перед авторитетом другого, но не потому, что он прав, а так как уверенность в себе (или своей правоте) действительно нет в них самих (так как уверенности человека в самом себе не существует в природе, но это, последнее, не понимается психастеником).
- Тревожные сомнения. Психастенический слой в человеческом существе – это сомнения, более того, – это тревожные сомнения.
С чего бы это быть сомнениям у психастеника? И с чего быть сомнениям и неуверенности у людей вообще?
Психастеник, будучи заякорённым в психастеническом (или другой тип личности, заякорённый в чём-то своём личностно-специфическом, но оказавшийся в тревожных сомнениях), опираясь на ум, испытывает ряд сложностей. Часть жизни ума – это натыкание на факты реальности. Реальности, которая ум тревожит (неизвестностью будущего, неопределённостью в открытом космосе вариантов реальности, хаосом, калейдоскопом случайностей). Реальность – это бреши для ума.
Интеллект – это способность различать, разделять объекты реальности по категориям. А ум - это способность человека ткать некое представление о себе и об окружающем мире. Это сотканное (начиная с детства) представление бьётся о саму жизнь, о реальность. И бьётся особенно болезненно, если человек пытается жить только умом. Но на чувства также нельзя опираться, так как они меняются и здесь главная ошибка – это пытаться жить по неким правилам, поиск этих правил, желание верить, что такие правила существуют и периодическая вера, что такие правила кто-то знает. Это может быть и попытка жить по правилам, установленным другими, что в конечном итоге ведёт к разочарованию, сухости жизни, медленному исчезновению вкуса жизни.
Жизнь самой Реальности человеческим правилам не придерживается. Человеческие правила – это попытка вписаться в жизнь, адаптироваться к ней. Но это всегда остаётся только попыткой.
Реальность (жизнь) вызывает тревогу (для ума и для человека, сильно опирающегося на ум). Реальность, описанная умом, уверенность в себе и понимание собственного устройства – вызывают сомнения. И, действительно, как можно быть уверенным в себе, если человек себя не знает (и более того, знать не может).
Личности, заякорённые в других слоях (эпилептоидный слой, синтонный слой, нарциссический слой, истероидный слой, обсессивно-компульсивный слой, психопатический слой, шизоидный слой, полифонический слой, шизо-параноидный слой, шизофренический слой, аутистический слой) – испытывают другие проблемы связанные с уверенностью в себе.
Некоторые из них (эпилептоид, синтоннный, нарциссический, истероид, психопатическая личность) могут даже считать себя уверенными в себе людьми. Что является ложью. Их неуверенность в себе «смещена» на неуверенность в чём-то другом (или на борьбу за это «что-то»). Это смещение подобно феномену «тушить пожар в чужом лесу, не видя, что горит твой собственный дом».
Так, эпилептоиды - озабочены борьбой за подавление, контроль и власть. И жизнь выбивает у них это всякий раз.
Синтонный – сознательно или бессознательно озабочен быть хорошим для близких и для тех, кого жизнь ставит рядом (причём ставит с целью чтобы они показали наконец-то миру и свою ненависть и свои плохие черты). Можно сказать «ставит», можно сказать – «сами притягивают». Мы, люди, все связаны друг с другом (хотим мы этого или не хотим, верим мы в это или не верим) и влияем друг на друга. Такова природа реальности, жизни. Реальность работает по своим не понятным для ума законам. Что то подмечается как факт того что бывает. Потом это называют психологическим законом. Законы всегда имеют прецеденты, когда что-то и так и не совсем так, а иной раз и вовсе как-то по третьему. Но хорошо известно что реальность (жизнь) не терпит дисгармоний и долгое время не терпит отрицание человеком реальность. Можно сказать иначе: сама правда, будучи очевидным фактом, не может не проглядываться для человека, как бы он этого не избегал видеть. Поэтому со стороны кажется, что реальность или жизнь заботится о человеке, словно открывая ему глаза, через то, что ставит рядом людей как зеркала, в которых можно видеть непринимаемые части себя или ставит рядом людей, которые действительно нам не нравятся, чтобы мы научились не стараться быть хорошими и любимыми для всех. Обычно человек старается быть хорошим, чтобы что-то получить или чего-то избежать. Это надо изучать отдельно индивидуально в работе с психологом.
Нарциссический тип – озабочен рядом проблем, связанных с тенденцией возвеличивания себя, которой всегда угрожает реальность. Реальность, которой они мстят в лице других людей, рискнувших скинуть с них маски мнимой уверенности в себе.
Истероидный тип – занят попытками выиграть в любовных отношениях. И за массой побед и поражений легко скрыть неуверенность в себе. Вообще, стремясь к любой цели, можно так сузиться сознанием во вселенной, что многое можно не замечать и упускать (внимание просто не достигает этих мест).
Психопатическая личность, как и личность с неврозом характера, быстро реагируют на любой микрон обесценивания в свой адрес, что даже не дают себе шанса заглянуть в бездну себя. Возникает психопатическая агрессия. Они не имеют энергетического ресурса или свободных степеней сознания, чтобы допустить сомнения относительно себя в чём либо. Но жизнь их учит через сложности в отношениях с противоположным полом. И через столкновение с более сильным противником на пути их интересов.
Шизофренический тип и шизо-параноидный слой в личности – такие люди (или состояния) имеют место быть, когда происходит феномен «изоляции» негативных частей себя (или непереработанных внутренних объектов). Они могут изолировать негативные или непонятные (непереработанные) части себя так «далеко» от своего осознания себя, что теперь эти части (будучи не принимаемыми) преследуют их в виде угрозы от других людей или ввиде преследующих угрожающих и вторгающихся мыслей. Любой бред отношений и галлюцинации – это попытка самоисцеления. При работе с психологом-психоаналитиком эти вещи о себе и сложные механизмы осознаются и психический аппарат доразвивается до степени необходимой для переработки и интеграции сложных феноменов реальности. Более того такой психический аппарат не менее зрел чем у других «здоровых» личностей, а наоборот более сложен и многогранен, полифоничен, вмещает больше, чем могут вместить и переработать другие люди. Шизофреническая личность преображается и самоисцеляется (часто, но не быстро). Процесс тяжёлый и длительный, и лучше работать не с врачом-психотерапевтом (или психиатром, клиническим психологом), а с психологом-психоаналитиком или духовным мастером, потому что у врачей другая теоретическая база. Сегодняшняя медицина хорошо работает с материей, с телом (пришить, удалить, отрезать, убрать острую боль и снять острое состояние), но с психической реальностью лучше работают другие теоретические подходы (психоаналитический, юнгианский, духовный, духовно-ориентированный, экзистенциальный анализ). Это факт, который признает малое количество врачей, но если врач - психастеник, то внутри это сам понимает.
Полифонический тип – установил некую шаткую гармонию преследующих изолированных частей себя. Его уверенность в себе базируется обычно на самоисследовании и (или) на творчестве (среди них много талантливых художников, режиссёров, людей творческих профессий).
Шизоидный (замкнуто-углублённый тип) – занят идеями и концепциями, экспериментами, и в этом пытается обрести уверенность в себе, что сопряжено столкновением с рядом разочарований. Проблема отношений является вытекающим следствием не решённой проблемы в секторе психастенического слоя и в секторе проблемы смерти. (Есть вечность или нет её? В чём смысл жизни? Есть ли закон или схема, на которую можно в жизни опереться? ….И другие вопросы экзистенциально-практичного характера).
Проблемы уверенности у аутиста, если это ребёнок, зарыты в сфере не решаемых психологических проблем у его родителей, у матери, у отца, отношения матери к отцу (не исключая феномена трансгенеративной передачи). На эффективность в работе с ребёнком аутистом влияет согласие самих родителей, особенно матери работать с психологом, причём психоаналитически-ориентированным (и, желательно, и духовно-ориентированным тоже).
И надо понимать (и принимать), что все (или многие) перечисленные слои присутствуют в каждом человеке в ситуационно-актуализированном виде, в бессознательном (не осознаваемом и вытесняемом) виде и в потенциальном (спящем) виде.
Жизнь психастеников тяжела, они потенциально способны работать с психологом, но из-за проблем (амбивалентность попытки опираться на других людей и психастеническая месть, страх смерти, недоверие своей интуиции, искусственное чувство вины, желание при притуплении интуиции верить, что другие «лучше знают»), они часто оказываются на приёме у врачей-психотерапевтов и у других специалистов директивной, авторитарной психотерапии и не-глубинной психологии (коучинг, тренинги успеха, тренинги уверенности, тренинги женской и мужской уверенности, психологические тренинги личностного и духовного роста и др.). Там где им будут говорить что делать, давать упражнения рассказывать законы и правила управления собой и своей жизнью. Всё это только через многие годы даёт очевидные (замечаемые) пустые плоды, пока не исчерпается вера и позитивная карма на успех в делах. Жизнь подыгрывать может долго. Жизнь, реальность ни кого на свою сторону не тянет, позволяя желать и получать плоды своих желаний. Но так как счастье не связано с чем-либо внешним и, тем более, не связано с результатом усилий и плодами целенаправленных действий, то рано или поздно психастеник начинает замечать, что то , что он ранее принимал за счастье – это всего лишь компенсация отсутствия радости, полноты, гармонии и покоя на душе.
© Потеенко Ю. В. автор форумологии (и форума интроверсий) - анонимного разбора случаев, ситуаций и актуальных тем методом психотерапевтического письма. Ведущий благотворительной программы (фонда) для интровертов "Лекарство для интровертов"
В оформлении материала статьи задействованы фотографии из выставки "Баланс" (ссылки на экспозиции - раздел "Мистика реальности")
|