Дзен-психоанализ. Расширенная психотерапевтическая техника для некоторых продвинутых типов личности.
Психоанализ и дзен. Расширенный психоаналитический подход для людей определённого склада характера и для занимающихся духовным ростом, медитацией, йогой, аскетическими практиками и др. в рамках тех или иных духовных учений Востока или Запада.
Рис.: Место, в которой медитировал Будда
Дзен-психоанализ - это расширенная психоаналитическая техника, включающая психотерапевтические беседы, с соблюдением основных технических требований в экологии подхода и не нарушения границ человека (требования, проверенные более чем 100 летними исследованиями и оберегаемые Международной Психоаналитической Ассоциацией).
Предназначена для людей интересующихся духовностью (как восточной, так и западной), эзотерикой, занимающихся духовными практиками, йогой, разными видами медитаций. Для людей, занимающихся у духовных мастеров и у духовных учителей как дополнительная возможность поработать с личностью, с эго, с любовными зависимостями, с отношениями в супружеских парах, с отношением к людям, к работе, поработать с возможными депрессивными состояниями, со страхами, фобиями и др.
С тем, что не дают возможности долго сидеть в медитации или в принципе в неё сесть (речь о сложности оторвать внимание от привычных дел, требующих сверх-вовлечённого участия, что ведёт со временем к психосоматическим проблемам и расстройствам, к эмоциональному выгоранию, к истощению, апатии и ломки, подобно наркотической, когда человек пытается не делать то, что привык делать).
Дзен-психоанализ работает со всем тем, что сопутствует духовной работе, смене образа жизни, расставаниям с людьми, сопутствует процессу личностной зрелости и духовному становлению, движению на пути к себе, к гармонии и к принятию жизни такой, какая она есть.
При смене образа жизни, при утратах, при смене деятельности, при стрессах в виде потерь желаемого (или объектов устремлений), разочаровании в достигнутом и др.) часто из подвала бессознательного поднимаются ранние детские депрессии (когда мать стала для ребёнка восприниматься чем-то отдельным от него и фрустрирующей его потребности в постоянном внимании и близости с ней), поднимаются и ранние до родовые, довербальные (из семейной системы) архаические переживания, также поднимается весь ранее ребёнком вытесненный или изолированный материал.
То, что вытеснено, возвращается в явной форме, то что было изолировано (то есть как бы отрезано от способности это осознавать), - становится предметом более длительной работы с психоаналитиком. Здесь уже сам человек имеет ряд ограничений, чтобы заниматься самостоятельным осознаванием изолированных или отщёплённых частей себя. Изолировано – не значит исчезло. Это значит, что оно присутствует где-то в жизни человека рядом в виде какого-то негатива или проблемы, с которыми прямая связь не очевидна (сокрыта). Психоаналитик становится зеркалом для клиента, зеркалом для обнаружения изолированный и не интегрированных частей. Также психоаналитик является контейнером для переработки и связыванию не интегрированных и архаических переживаний и частей личности клиента. Ни один другой психолог так глубоко не работает с феноменами переноса, контр-переноса и контейнирования.
Пару слов про психосоматику, психизацию и «психотику». Вытесняемое - вредно для человека. Изолируемое – ещё опаснее. Убегание в активную целеустемлённую деятельность – также вредно для человека. Убегание часто происходит не только из-за непонимания жизни (невежества, не знание тонких законов жизни, затемнённость связи с интуитивным началом, с совестью), но и из-за убегания от боли, которая просится наружу (к осознанию) из подвала бессознательного, куда всё вытесняется и изолируется. В бессознательном содержится вытесняемое и отщепляемое, это и место, где содержится не интегрированная архаика и не интегрированный ранний детский травматический опыт.
Деятельность, привязанная к результату сопровождается усилиями и носит эффект компенсации или убегания от живущего в психическом пространстве в человеке, в бессознательном. Усилия, помимо компенсаторной функции, искажают реальное видение вещей и искажают внутренне пространство личности. Человек - психосоматическое и телесно-умственное существо (помимо других измерений себя). Что происходит в сознании, то и отражается в теле и (или) в психике (в психическом аппарате). Поэтому реакцией на не мудрые действия (убегание от живущего внутри, привязанность к результату и достижениям, к целям, к желаниям) бывает трёх видов (в основном). Это так называемые: 1) «поведенческий путь» реагирования (убегание в деятельность, во внешние активности, в поведенческую зависимость от видимой части сознания); 2) «психосоматический путь» (конденсация заряда энергии на органах, вытеснение проблем в органы, психосоматические расстройства и соматические болезни, - это когда конденсация изменила физико-химическую структуру органа, нарушив ткани) и 3) «психотический путь» (психотические эпизоды) или разные пограничные личностные явления (ОКР, фобии, панические атаки и др. личностные состояния и расстройства).
Несколько слов о личности как иллюзии.
Какой бы иллюзией (согласно духовным учениям и знаниям) личность не была, но без неё как без формы, без зеркала или без актёра – нет и проявленной в мире форм жизни. Сознание есть, но видит оно себя через форму, то есть через личность. То, что мы воспринимаем, нами не является. Но без формы (без личности) как без зеркала – мы себя не видим. Без иллюзии нет и проявленной жизни. Самсара – есть нирвана. Рай – на земле. Мастер дзен, познав себя возвращается в обычную жизнь, становится мастеров той жизни, которая сама собой разворачивается перед ним, любя её, принимая то, что само случается (что внутри, что снаружи, с точки зрения обычного человеческого разделения на внешнее и внутреннее). Поэтому от обычной жизни никому не убежать. И нужно научиться её любить. А просветление само случается вне зависимости от наших усилий. Приложение усилий, что в материальном измерении жизни, что в духовном измерении жизни, - подобно попытке тени тела человека повлиять на тело.
Какой бы иллюзорной ни была личность (набор представлений о себе), эго (чувство отделённости от целого), сила её иллюзии (чувство отдельности и представления о себе) как клей или как подводное течение руководит жизнью человека. В паруса личности дует ветер желаний. А желания наполняются силой не только по причинам, с которыми работают непосредственно гуру, духовные учителя, духовные наставники (вопрос о целях, усилиях, личной воли, борьбе, поиске блаженства и др.), но и из-за ряда бессознательных (неосознаваемых тенденций), возникших в детстве как реакция на отношения с родителями и из-за отсутствия помощи родителей своим детям переработать тот негатив, с которым столкнулись дети внутри себя и что впоследствии у взрослых стало депрессией, фобиями и пр. С этими феноменами (связанными с осознанием этапов формирования эго-структуры и представлений о себе, о людях и о мире) и работает психоанализ, но с учётом знаний о «невидимой части» (невидимая для сознания часть, включающая в себя не только бессознательное), с учётом указателей от духовных учений. То есть обычный классический психоаналитик не сможет быть эффективным в работе с теми людьми, которые действительно интересуются (интересуются не как компенсацией неудавшейся социальной жизни) духовным измерением жизни.
Предполагается, что люди, занимающиеся духовным развитием, испытывают особые виды сложностей, которые зачастую не понятны обычным специалистам классическим не-глубинным и глубинным психологам, врачам-психотерапевтам и психиатрам, клиническим психологам и нейропсихологам, и даже не понятны (или понятны искажённым образом, с ориентиром только на психоаналитические теории) многим психоаналитикам (которых как и Фрейда в своё время больше интересует эго, а не Оно и источник либидо в Оно). У духовно развивающихся людей наблюдается преждевременный (по незнанию глубинной психологии и разочарованию в психологах, как если они все из одной школы знаний) отказ от знаний из областей глубинной психологии (психоанализ и юнгианский анализ).
Причиной является не только недооценка применимого потенциала, сокрытого в психоанализе, но и отсутствием информированности из первых уст. Психоаналитическая литература хоть и является доступной, но объяснить её может только специалист или автор. Точно так же, как и с духовными учениями, - без объяснения учителя, духовного наставника, гуру или взаимодействия с мастером обходиться сложно (а на определённой ступени для большинства людей становится невозможным).
Следует сказать пару слов о работе по Скайпу.
Так как работа предполагает во многом психоаналитическую технику (где важно видимое присутствие человека рядом целиком), то психоаналитические консультации или сессии по Скайпу действительно можно назвать «диким психоанализом» (то есть некое отступничество от психоаналитических правил). Это не верное понимание. Потому что феномены переноса, контрпереноса и контейнирования всё равно будут проявляться и в Скайп-формате. А с учётом духа времени и наличия в технике Дзен-психоанализа элементов психотерапевтических бесед и психодинамической психотерапии (то есть использование, при желании, объяснений, которые часто важны для людей замкнуто-углублённого типа личности, интровертам, людям умственной сферы), можно рассмотреть вариант сессий по Скайп как альтернативу посещению классического психоаналитика в своём городе, классического врача-психотерапевта или классического глубинного или не-глубинного психолога. О сути отличий перечисленных специалистов, а главное об отличие в подходе, в котором они работают, можно почитать в статье «Почему каждому человеку желательно посещать специалиста-психолога» и в статье «О директивном и не директивном подходе в психологии и психотерапии».
Чтобы лучше понять, что такое дзен-психоанализ, надо разобраться в том, что собой представляет психоанализ. И лучше это сделать через живой диалог ответ-вопрос с интересующимся человеком, а не как сухую теоретическую статью.
Такой случай представился в виде беседы с человеком в интернете, родилась живая статья о дзен-психоанализе (и о том, что такое психоанализ). Ответ более понятен для людей интересующихся духовным развитием. Для людей интересующихся простым решением своих личностных и семейных проблем с помощью психоанализа, написана другая статья, которая появится здесь как и первая по ссылке позднее.
Читать по теме статьи: Психоанализ и духовность. Просто о сложном.
Курс "Возвращения подлинной уверенности в себе и творческого проживания жизни".
Формат работы Очно и по Скайпу:
1) Начальный этап: 3-5 консультаций, нацеленных на изучение структуры личности и способов функционирование. Исследование семейной системы и всех сфер влияния на жизнь человека. Далее приходит понимание необходимости включиться в расширенный психоаналитический процесс или двигаться дальше своими силами.
Время сессии, варьируется в зависимости от типа личности и может составлять от 50 минут до 1,5 часа. Стоимость договорная. Стоимость специалистов Ассоциации, работающих в описываемой парадигме, соответствует средней стоимости оплаты услуг специалиста-психолога или психоаналитика для Подмосковья, то есть Очно – 1500 руб и для Москвы Очно - 6000 руб. По Скайпу – 3000 руб.
2) Включённость в психоаналитический процесс со свободным входом и выходом. На каком-то этапе человек для себя определяется интересно (или важно) ему работать в этом направлении. За человеком закрепляется "его" время и день (минимум раз в неделю). Определяется чёткая плата, исходя из реальных возможностей человека (и плата уже не меняется, если нет договорённости о возможных её изменениях, если в процессе работы с психоаналитиком повысится доход). Объясняются все правила. Принятые договорённости не нарушаются (это часть валидности психоаналитического процесса).
Читать статью "Как быть счастливым в этой жизни уже сейчас".
© Потеенко Юрий Владиславович, глубинный психолог, психотерапевт, психоаналитик.
Психоаналитическая студия в Подмосковье, в Ногинском районе. (Психологическая помощь и консультирование пар)
Психотерапевтический кабинет в Москве
Консультации психолога и психотерапевта по Скайпу, семейного психотерапевта по Скайпу, психотерапия по Скайпу
® Ассоциация глубинной психологии, профессиональной психотерапии, психоанализа и искусства жизни ЛИЛА, Тел.: 8(916)454-34-08 (без выходных)
В оформлении материала статьи задействованы фотографии из арт-галереи "Хроники российских дворов - зеркало моей тишины", "Хроники безмолвия на дорогах жизни" (ссылки на экспозиции - постоянно меняющийся раздел "Мистика реальности")
|