Помощь психотерапевта. Исследование чем может помочь психолог психотерапевт и врач психотерапевт?
Разрешение проблем и симптомов, болезней с помощью психотерапии. Влияние картины мира и отношения к болезни на эффективность лечения с помощью психотерапии разных направлений и исследование проблемы взаимоотношений между врачами-психотерапевтами (врачами психологами, клиническими психологами, психиатрами, специалистами в области медицины), психологами-психотерапевтами и клиентами (пациентами). Часть 2
«Никто никого никуда не тянет.
Но мир жёсткий и сам пытается схватить человека за руку и утащить
На дно»
(Законы майи(*))
*майя – иллюзорная сила
«Тот, кто нас на самом деле любит, за руку никогда не тянет»
(Законы любви)
Многие люди, начавшие интересоваться психологией вынуждено (из-за симптомов, проблем, болезней) хотят просто упасть под крыло специалисту, который чётко будет говорить что делать, а что не делать. В нашей стране по прежнему много любителей опираться не на себя, а на других (из-за неосознаваемой психологической зависимости от родителей перенесённой на других авторитетных или значимых людей), что переносится и на отношение к здоровью, выражающееся в склонности опираться на костыли и подпорки в виде лекарств и чужих авторитарных и классических мнений.
Как психоанализ с Фрейда начался, но на Фрейде не закончился, так и мнение авторитета, например, Ганнушкина или кого либо еще (Кречмера, Блейера, …) не должно являться чем-то, незыблемым.
Стоит задуматься как избежать последствий столкновений двух подходов: подхода вольных художников психологов-психотерапевтов (независимых от государства, от пенсии и от з/п) и подхода психиатров старой закалки, врачей-психотерапевтов (частных и государственных, последние наиболее опасны своей попыткой приобщить людей ходить в поликлиники), то есть речь о специалистах хороших, но с точки зрения психологов сильно обременённых старыми взглядами, изживающего себя медицинского (нозологического) подхода к разрешению симптомов, проблем и болезней.
Существует легенда, что нервные болезни, расстройства, психосоматические заболевания, фобии, ОКР (обсессивно-компульсивные расстройства) , ГКТ (генерализованные тревожные расстройства), ПА (панические атаки), булимия и алекситимия, аллергии, болезни желудка и многое-многое другое (см. медицинские справочники болезней, МКБ), включая тяжёлые личностные расстройства, шизотипические процессы, разные виды депрессий, пограничные и психотические расстройства, явления (и состояния), а также неврозы (фобическая форма невроза, депрессивная форма невроза, невроз навязчивостей, истерический невроз) и псевдоневротические формы патологий (невроз страха, невротическая депрессия, фобические неврозы, невроз характера, ипохондрия) и др. - всё это лечится успешно и, более того, лечится только у специалистов в области медицины (малой психиатрии или в крайнем случае большой психиатрии). Врач чётко уверен в своей правоте и транслирует её малограмотным людям (простолюдинам, служащим, коммерсантам, военным, юристам и бандитам, учителям, начинающим психологам и психологам не имеющим клинического образования). Примерная позиция врача: «Финансово озабоченные психологи много чего могут насоветовать. Идти нужно (человеку с подозрением на медицинский симптом или на серьёзную проблему или болезнь) к врачу за диагнозом или сначала в поликлинику, а там направят к нужным специалистам».
И кто же этот нужный специалист?
В поликлинике психологи не работают. Исключения могут быть, но это будут странные исключения, если только главный врач симпатизирует психологам. Что представить можно только теоретически. В медицину идут люди с определённым складом характера, которому не свойственно понимать такие ментальные конструкции и факты как, например, что сознание первично, а материя вторична. Не укладывается в голове аксиома, что Сознание – это не результат деятельности головного мозга. Результат деятельности ума - это разные состояния ума. Мозг - это всего лишь носитель, жёсткий диск или инструмент. Восточные учёные, исследуя йогов, давно в курсе о подобных вещах (про Сознание), и к психотическим явлениям и болезням в Индии более развито другое отношение (хотя и туда проникли врачи со своим медицинским нозологическим подходом). Психолога не тянет к концепциям, в которые по неведению верит специалист в области медицины. Причём иногда можно сказать, что словно врач «вынужден верить» (из-за слипание с государством, под крылом которого как у наседки находится). Вынужден верить, так как по факту мы (психологи) часто наблюдаем врачей у наших друзей целителей, тоже специалистов в области медицины, только «нетрадиционной» (не стадной, не для всех). Что делает врач у целителя, экстрасенса или астролога, если в его научной теории нет концепта «Бог» (или хотя бы Самость, как у юнгианцев, или Оно, как у некоторых психоаналитиков)?
Точно также как на любом психологическом форуме в интернете трудно уживаться врачам-психотерапевтам и психологам-психотерапевтам, так и в стенах поликлиники это не возможно, - работать в одной команде, так как научная база разная, теория разная. Сознание одно, а теории разные.
Психолог рассматривает симптом (болезнь или проблему) как сигнал, а врач-психотерапевт как проблему, болезнь, от которой надо срочно избавиться. Причём избавиться по факту не получается. Избавление – лишь одна видимость. Симптом либо не уходит, либо уходит на время, либо приходит другой симптом. И естественно, как по-другому может быть? Согласно взглядам современной глубинной психологии (и в этом есть единство и с восточным взглядом на симптомы и болезни, и со взглядами целителей нетрадиционной медицины), симптом (болезнь, проблема), если пришли в жизнь человека, то словно гости и пришли не просто так (или как болезнь, с точки зрения врача), а пришли потому что человек что-то делает или думает не так. Человек от Природы не отделён, не отделён от мира, от Вселенной. Не отделён о жизни. Не может человек в жизни делать то, что хочет или то, что решил делать. Руль не соединён с колёсами, просто иногда как-то совпадает и кажется, что человек управляет своей жизнью. Иллюзия - думать по-другому. Человек часть природы и жёстко в неё встроен. Если человек нарушает законы гармонии, то его останавливают через то, чем можно остановить. Часто это тот или иной симптом (или житейская проблема, житейская ситуация).
Продвинутые психологи считают (и в этом их единство с духовностью, со взглядами восточных учёных, восточных мудрецов и западных святых-целителей), что болезнь если пришла, то надо остановиться, а не срочно от болезни избавиться. Тем более не стоит это делать с помощью лекарств.
Так например про антидепрессанты (и антипсихотики) хорошо известно психоаналитикам, что они вредны для гармоничного процесса исцеления и имеют побочные эффекты. В частности, фактом является то, что антидепрессант, влияя на внутреннюю энергию, усиливая волю, не влияет на пониженный фон настроение. Если до поднятия настроения (что должно происходить естественным путём) усилить волю, то усилится и не довольство жизнью, потому что у человека в депрессии проблемы с достижением желаемого. И, не дай бог, снова какой-то облом, и начинаются суицидальные мысли. Психиатрам известно, что много суицидальных попыток происходит с употреблением АД. Только они не могут это связать и обьяснить своими теориями и альтернатив антидепрессантам не знают, по-сути, врачи-психотерапевты – заложники собственных теорий. А психоанализ (как и экзистенциальная и духовно-ориентированная психотерапия) эти феномены и проблемы объясняют достаточно хорошо и однозначно. Не так давно, приезжавший с открытым семинаром в Москву, известный авторитет (французский психиатр и психоаналитик) Вассилис Капсамбелис подробно разьяснял о вреде антидепрессантов и антипсихотиков с научной и практической точки зрения (а у него учатся многие психиатры и врачи психотерапевты во Франции).
Но их вред (вред антидепрессантов и антипсихотиков, вред любых лекарств) можно и нужно понимать глубже – вредно не столько само воздействие лекарств. Нет проблемы в том чтобы, например, не мучиться при головной боли и снять боль с помощью анальгина, но должно быть понято по какой психологической причине боль возникла. Вреден сам не-психологический, медицинский подход. Правильнее (для здоровья и счастья) думать следующим образом. Если в мою жизнь пришёл симптом, то выгонять его нельзя, а иначе он придёт снова и ещё кого-нибудь с собой приведёт.
Не может быть другой подход более здоровым, так как по факту мы видим, что симптомы лишь купируются медикаментозно на какое-то время.
Если пойти человеку в поликлинику, то его не направят к психологу, так как психолог с теоретической базой, отличной от медицинской, в поликлинике долго не проработает (на двух стульях не усидеть). В поликлинике человека направят в лучшем случае к врачу-психотерапевту. А врач-психотерапевт заточен в своих взглядах отличным от психолога образом. Он начнёт помогать директивными методами пациенту избавляться от симптома не разобравшись зачем симптом пришёл. Часто чтобы это понять надо понять как функционирует человек и делается это не с помощью постановки диагноза. Диагноз стигматизирует человека, делает его «больным». А он здоров. Только здоровый человек может болеть. Больной человек – это робот, который уже ничего не чувствует. Если человек чувствителен, но он чувствует малейший намёк природы и понимает его определённым образом.
Болезнь часто останавливает человека от движения не в свою сторону, от вовлечения не в своё дело, от погони за результатом. Не спроста в духовности, в христианстве болезнь называют даром с неба. Болезнь в первую очередь на благо самому человеку, а потом всё остальное. А как ещё природа, частью которой является человек, может остановить зарвавшегося в погоне за результатом и счастьем человека? Человек бегает за личным счастьем по головам других людей или наоборот становится жертвой, помогает другим, старается быть хорошим, чтобы получить счастье (более тонким способом). Или человек пытается выиграть счастье, когда ради достижения результата, ставит на кон простое наслаждение жизнью. Ставит на кон своё наслаждение от жизни, не живя в духе простых истин (или "духовных истин", истин и законов гармоний этого мира).
И через это проигрывает, лишаясь каждый раз своего наслаждения и счастья, дарованного по праву рождения в этом мире, в мире для души (и во вторую очередь для тела).
Каждый тип личности (эпилептоид, психастеник, истероид, шизоид, полифонист и др.) по своему впутывается в иллюзорные выводы по поиску счастья (по связыванию со счастьем того, чем оно не является).
Под духовностью подразумевается духовность в её подлинном глубинном смысле (в смысле простых истин и интуитивного (не от ума) проживания жизни), который часто искажается особенно в христианской традиции, где ведущие позиции, как и в среде врачей и в среде государственных чиновников, занимает эпилептоидный тип личности (основные темы которого: контроль, власть, результат и справедливость, с чётким собственным ригидным пониманием что для других хорошо, а что плохо).
Более того если попадёшь к врачам, то они начнут поиск проблем и симптомов. А так как в человеке всё можно найти (это как космос), то обязательно и находят. А далее направляют друг к другу. Это называется командная работа.
В частных медицинских центрах схема такая же, и там не стесняются сразу сказать специалисту, который хочет устроиться на работу, что "если хотите с нами работать, то настраивайтесь на обсуждение своих пациентов с другими специалистами" в области медицины. Обсуждать с целью понять, как лучше их вовлечь в решение проблем здоровья, чтобы всем было хорошо вокруг. А то, что это нарушение границ и даст свои горькие плоды рано или поздно - это не видится, так как у врачей нет такой прорисованности в понимания вреда нарушения границ как в теориях у психологов, а особенно у психоаналитиков. (Мы касались в некоторой степени этих вопросов в статье-ответе "О нарушениях границ, важности правил и экологии в современной психотерапии и психоанализе")
Такая же схема вторжения в личность пациента применяется в известных центрах психосоматической психотерапии. Где легко могут предложить пациенту сходить вместе в лечащими врачами и психологами на концерт (прозванивают клиентов центра, предлагая им культурную программу). Живут одной семьёй, из которой уже не выберешься. А чувство, что тебя используют (тонким образом) вытесняется, так же как это вытеснялось и изолировалось от сознания в процессе проживания с родителями у психосоматических пациентов в детстве. По-сути детская проблема (начало расцвета реагирование на общение с родителями через психосоматику) не решается, а усиливается, остаётся и используется.
Нозологический подход в медицине – это некая абстракция, это обезличенная клиника. Лечить нужно не болезнь, а человека, его личность. Более того, вообще лечить никого не нужно, так как никто не болен. И лечение личности заключается в принятии себя и любви к себе (любви к себе, но не любви к своим представлениям о себе, которым словно подыгрывает диагностический подход). Медицинский подход – это оторванный от реальности подход, но к сожалению очень востребованный среди обывателей (и одобряемый государственными чиновниками). Как удобно, выпил таблетку и снова в строй, в погоню за счастьем. Как удобно торговать лекарствами, поощрять куплю-продажу и устремлённость у людей заполнять внутреннюю пустоту внешними вещами (покупать, покупать и покупать). Раньше был гласный лозунг «учиться, учиться и учиться», а сейчас негласный «работать, работать и работать», …чтобы всего лишь умереть в конце пути, прожив жизнь в попытках снять напряжение.
На некоторых сайтах врачей (сайтах которые заполонили интернет, после того как прошло сокращение врачей на местах), рекомендуется клиентам: «Если хотите найти хорошего психолога, вводите в поиск ключевые слова «врач психолог»».
Врач и психолог – это как две стороны одной медали. На одной стороне вера в первичность материи, на другой стороне вера в первичность сознания. Возможно ли слушать одновременно и врача и психолога и при этом ощущать целостность? Не разваливает ли это пациента на части? Не вредно ли это для его здоровья?
Врач психологом быть не может, а психолог не может быть врачом. Это два разных взгляда ни мир. Один взгляд борется с болезнями и ведёт к страданию, другой взгляд показывает, что люди здоровы, если болеют, и ведёт к счастью. Если болеют, то значит живы и чувствуют. Просто надо изменить отношение к болезням как к сигналам, указывающим на то или иное неправильное отношение, действия или мышление, движение не в ту строну. Природа останавливает с помощью болезни. Как говорят: «У того крест на спине тяжёл, кто не своей дорогой пошёл. Тот кто своей дорогой идёт, того крест Бог несёт»
Если тема Бога (или Атмана, буддийской Пустоты, …) человеку не близка, то никто же не станет отрицать, что есть нечто большее, чем он сам? Природа, Бесконечность, Жизнь. Поэтому вместо слова бог, можно поставить слово жизнь. Стоит учиться опираться на жизнь, а не на других людей. Если человек (потенциальный пациент) хочет опираться на людей, то стразу найдутся желающие, которые ему это предложат, но к чему это человека приведёт? К зависимости и к не свободе, соответственно к скапливанию агрессии или недовольства, которые если не будут выражены, то начнут конденсироваться на органах или сдерживаться ритуальными действиями. Контроль указывает человеку на страх жить и быть самим собой (то есть быть разным и неизвестным для себя заранее, творческим, опасным и не удобным для других).
Чтобы человеку, у которого образовался симптом (или появилась проблема), понять что не так в его жизни (что именно в ней надо отпустить, помимо контроля (по мере готовности к этому!)), почему именно «такой симптом образовался (а не что-то другое) и почему именно у него и именно сейчас (или тогда) – для этого лучше обратиться к специалисту психологу-психотерапевту, а не в поликлинику. Можно уточнить диагноз у врача-психотерапевта или психиатра, но что это даст? Какой смысл совершать лишнее действие? У психологов-психотерапевтов свой подход и в себя уже включает все необходимые компоненты.
Но мало того, что «лечить в нашей стране могут только врачи психотерапевты», «депрессии и неврозы лечит только врач», так и здесь врачам снова зарплаты не хватает. Знакомый врач психотерапевт жалуется коллеге психологу: «Нам зарплаты понизили в два раза, раньше получал 100.000 рублей, а сейчас 50.000 рублей» (на самом деле в реальном разговоре звучала цифра, что «теперь вынужден получать 100.000 рублей», возможно, преувелечение в два раза?). Врачи жалуются, что им тяжело работать, а когда им предлагаешь не подыгрывать государству и уволиться, то они вспоминают о пенсии, и о том, откуда в старости брать деньги на лекарства. Врачи сами стали заложниками своего подхода.
Напрашивается вариант психологам и врачам объединятся. Но возможно ли такое?
Медицинский подход в психологии – это тупиковая ветвь развития. Многое можно взять из психиатрии, например, в диагностике по типам личности, но без перевода этой диагностики на рельсы психоанализа поезд дальше не пойдёт.
Сами преподаватели врачи говорят о том, что в медицине напрашивается революционный переворот во взглядах. Но дело в том, что революция уже давно случилась. Настоящая революция – это не когда одно рушится специально (и с целью на место одного поставить другое). А это когда преобразование происходит изнутри и естественным не насильственным над собой образом.
Собственные сомнения (или сверхуверенность) в умах врачей-психотерапевтов и психиатров произведёт свою собственную работу. Возможно, это займёт 100 или 500 лет. Люди не быстро делают выводы из беспристрастного наблюдения за фактам своей жизни, особенно если вовлечены в общение с созвучными людьми или находятся долгое время среди людей, работающих в одном коллективе.
Сегодняшний человек, находящийся вне темы «психология, психотерапия, психиатрия и духовность» стоит перед выбором, стоит ли быть втиснутым в медицинскую картину мира врачей-психотерапевтов? В картину мира, где есть болезнь и её надо лечить, чтобы снова вернуться в строй жить как надо или как все, в бесчувственный мир био-роботов, способных работать как все на нелюбимой работе, работать как все по 8-12 часов, как все заводить семью и детей, а потом жаловаться, что их нет чем кормить, брать кредиты, становясь современными рабами, слушать авторитетов (авторитарных государственных чиновников, авторитарных врачей, авторитарных церковников). То есть по-сути слушать эпилептоидный (напряжённо-авторитарный) тип личности.
Есть ещё один уникальный тип личности «синтонный». Синтонный тип личности – это особенно нарушенный тип личности. Нарушенный, с точки зрения глубинной психологии и психоанализа, врачи наоборот приводят этот тип личности в пример здоровья. Нарушенный, так как своих желаний не имеет, они подменены чужими желаниями, но это не осознаётся (к психологам синтонный тип личности не ходит, он не любит копаться в себе, но к врачам ходит). Встречается и среди врачей.
Психастеники (тревожно-сомневающийся тип личности) тоже работают среди врачей или слушаются врачей, священников, чиновников. Психастеников можно часто наблюдать и в семейных парах с эпилептоидами. С эпилептоидами ни один тип личности длительное время не уживается. Особенно не уживается с ними шизоидный (замкнуто-углублённый) тип личности , который совсем не приемлет контроль, власть и нарушение своих границ (хотя часто оказывается бессознательно в ситуации уже нарушенных границ, потому что их сильно нарушали в детстве и это принимается за норму жизни).
Психастеники мучаются рядом с эпилептоидами, но требуются десятилетия и удача (встретить психолога, например), чтобы начать менять своё отношение к себе. Иногда такие браки с помощью психотерапии экологично завершаются, а иногда возможно переходят на другой качественный уровень. Пока психастеник учится жить, такие отношения ему нужнее любых других. Психастеники боятся, что одни не проживут и боятся смерти. Им хорошо помогают в работе над собой психотерапевты-шизоиды или духовные мастера (если повезёт встретить). Синтонные, случается, уже ходят к мастерам и учителям, рассчитывая войти в нирвану, не сталкиваясь с болью и с сепарацией от родителей, психологической зависимостью от родителей, перенесённой на партнёра по отношениям, на детей и на наставника, учителя или мастера (мастер работает с этим феноменом, а учитель без знания глубинной психологии - нет).
Не все врачи - эпилептоиды и их оруженосцы - психастеники. Но это костяк. Это каста, которая с подачи государства по факту узурпировала (присвоила себе) право лечить людей, отодвинув законами, правилами и медицинским подходом в сторону целителей и психологов. Психолог не может устроиться работать в поликлинику (только если предаст психологию, перекрасившись в клинического психолога, разделяющего медицинский подход). Психолог не может работать и в школе, так как будет иметь давление со стороны директора школы (а тот в свою очередь от вышестоящих государственных чиновников). Суть давления в требовании соответствовать неким нормам и правилам, отличным от понимания их психологами. Нет смысла в тестах и в контроле за тем, чтобы дети получали хорошие оценки, учились. Учиться скорее надо их родителям как воспитывать детей своим примером, как сначала стать самими счастливыми, а затем что-то требовать от ребёнка. Какой смысл заучивать ребёнку то, что ему не интересно? Как можно повлиять на ребёнка, когда влияние родителей существенно перекрывает влияние психолога, так как ребёнок находится в симбиозе с родителем, а родитель в симбиозе со своими родителями? Директор школы не заставляет родителей ходить к психоаналитику, чтобы разрешить проблему симбиоза, потому что обычно и сам нуждается в этом, не меньше чем другие (но пока это не осознаёт серьёзно).
В секторе государственных социальных служб, в службах помощи семье и детям, в досуговых центрах ситуация такова, что при наличии вакансии "психолог", требования к специалисту (который по природе своей должен быть самостоятельной независимой единицей) предъявляются как к социальному работнику и массовику-затейнику (работа с немотивированными клиентами, нацеленность на результат и показательные выступления для отписок государственным чиновникам). Пустые действия порождают лишь пустые плоды. Но создаётся впечатление, что если улей жужжит, то значит пчёлы работают. Психолог со своим подходом в структуре государственных организаций – это трутень в семействе трудовых пчёл.
Какой психолог может работать по 6 – 8 часов? Это только врач-психотерапевт может не пропитываться своими клиентами, не брать ничего на себя. Но как он тогда будет лечить, если не контейнирует психический материал клиента? Таблетками и когнитивно-поведенческой терапией. То есть через поверхностный, от ума, директивный подход, опирающийся на несостоятельную (изжившую себя временем и другими знаниями) теоретическую базу. Иногда исцеление случается, но это не заслуга метода. Бывает достаточно при любом методе немного любви и внимания к пациенту, чтобы исцеление случилось само.
Врач страдает от того, что к нему ходит много пациентов. Не хватает ни времени, ни сил, а начальство ужесточило рабочие нормы. Так зачем в этом участвовать, поощряя чужие психологически не обоснованные интересы? Потому что (помимо страха) есть тенденция у врача не видеть во всём психологические причины. Не видится и собственная зависимость от родителей, перенесённая на государство. Врач не заинтересован изучать глубинную психологию, так как это ведёт к шлейфу обильных последствий.
Врачи, прописывая лекарства людям, лишают их возможности прорабатывать свои проблемы через психологию, через знание о себе, через узнавание себя и своей природы. Врач лишает пациента возможности увидеть, что любая болезнь в первую очередь пришла по психологическим причинам, с целью как минимум остановить человека, чтобы он задумался о себе и о своем месте в мире, чтобы он начал изучать то, как он устроен. Врач лишает возможности наблюдать (не убегая в работу и удовлетворение внутренней пустоты) за тем, что на самом деле человека делает счастливым, а что несчастным. Врач потакает больному, выписывая ему лекарства, возвращая его в социальную матрицу, которая вертится в жерновах иллюзии (например, что счастье и здоровье связаны с результатом и приложением волевых усилий к нему).
Выписывая таблетки, врач словно берёт на себя карму (в виде задачи измениться) пациента на себя. То есть врач препятствует ходу природы вещей. Возможно, это одна из глубинных причин, почему у врачей средняя продолжительность жизнь не велика.
В чём мог бы быть выход? Возможно, в объединении и совместном взаимодействии врачей и психологов, когда врач (терапевт, невролог, любой другой специалист по болезням органов) направляет пациента к частному специалисту психологу-психотерапевту на консультации по теме "почему у человека заболел орган, с точки зрения не медицинской, а психологической"?. А при наличии проблем, считающихся вотчиной малой и большой психиатрии, врач должен давать два альтернативных варианта: обратиться либо к психотерапевту директивному (школы медицинской), либо к не-директивному психотерапевту школы глубинной психологии. То есть психолог должен быть признан как психотерапевт (специалист школы глубинной психологии и не-директивной не-медикаментозной психотерапии) и являться альтернативой врачу-психотерапевту и психиатру (специалистам клинической психологии, директивной медикаментозной психотерапии), работающим в поликлиниках, реабилитационных центрах, в диспансерах, в больницах. Врач должен, с согласия или без согласия глав-врача (если глав-врач не понимает), направлять своих пациентов на консультацию к частным психологам, работающим в том районе, где находится медицинское учреждение. На мнение государственных чиновников следует просто не обращать внимание - это не их дело.
Психолог также страдает (не в меньшей степени, чем врач), но от другого, в частности от того, что в наше время психология не востребована. Нужна другая психология, удобная для системы здравоохранения, системы государственной власти (и контроля), и удобная для социального большинства с их устремлённостью к удовольствиям для тела, комфорту для себя, минуя других, и верой в то, что счастье связано с устремлённостью к результату и с самим результатом. С не подвергаемой сомнениям верой в представления, основанные на предположениях и желаниях. Психолог либо предаёт себя, подстраиваясь под нездоровое социальное общежитие (и находит место, где якобы на какое-то время спокойно), либо принимает лишения, но остаётся свободным.
Поэтому психолог настоящих лет – это свободный художник. Независимый универсальный специалист.
Хорошо быть никому не нужным как ствол старого поваленного дерева, как безликий камень у дороги, как песчинка в траве на обочине. Срок жизни человека не велик и подобен ощущению от падающей на небе звезды. Когда ты никому не нужен, то ты свободен. Появляется время и внимание смотреть и открывать тайны этого мира, который мистичен и магичен по своей природе.
«Твой способ познания —
Уединенный сад лекарственных трав.
Огради его живой изгородью медитаций
И самодисциплины и помощью другим.
Потом все, что сделал ты ранее,
Будет принесено в жертву
Матери-богине.
И с каждым днем, пока ты ешь травы,
Сад все больше оголяется и пустеет».
(Лалла (للء ایشوری ), просветлённая из Кашмира)
«В поисках Друга я утомилась
От усилий за пределами моих сил.
Я подошла к дверям и увидела —
Мощные замки закрыты.
Таким же мощным стало мое стремление,
А потом я увидела, что взираю изнутри
Присутствия.
Лишь с этим ожиданием,
Отказавшись от всех попыток,
Истекла Лалла оттуда,
Где я преклонила колени».
(Лалла (للء ایشوری ), просветлённая из Кашмира)
© Потеенко Ю. В.
Оформление: галереи "Сердце городской жизни" и "Хроники безмолвия на дорогах жизни" (экспозиции - раздел "Мистика реальности")
По теме Часть 1 "Легенды о врачах-психологах и психологах-психотерапевтах"
Опрос VK: "Я не посещаю психологов потому что...": https://vk.com/wall-113584013_15
® Lila-centr.ru
|