О вреде и пользе современной психологии. О бесплатной и платной психологической и психотерапевтической помощи населению (бесплатный психолог, психотерапевт, психотерапия). Плюсы и минусы директивных и не директивных подходов в психологии и психотерапии.
Часть 1
Вопросы:
- Подскажите бесплатную психологическую или психотерапевтическую помощь в городе N.?
- Стоит ли обращаться к бесплатному психологу в государственных организациях, школах, службах психологической помощи или лучше обратиться к психотерапевту в поликлинике, в медицинском центре? Каковы подводные камни в обращении к частно-практикующему специалисту? (На доктора наук денег нет).
- Есть ли бесплатная психологическая и психотерапевтическая помощь в Ногинском районе, в г. Ногинск, Электросталь, Черноголовка, Павловский Посад и др. рядом?
Данные вопросы требуют всестороннего рассмотрения. Вопросы поднимают ряд важных тем, в отношении которых должно установиться правильное понимание.
Иначе будет продолжаться устойчивое не понимание важности, например, вклада (денежного) в работу над собой со стороны человека, получающего психологическую или психотерапевтическую помощь.
Также существует среди людей не понимание, что психология бывает разной (как, соответственно, и психотерапия), - профессиональной глубинной и профессиональной не-глубинной, когда используются в работе знания школ не-глубинной психологии и директивной психологической психотерапии. (Читать статью о разнице между глубинной психологией и не-глубинной психологией, директивным и не-директивным подходом в психологии и психотерапии).
К не-глубинной психологии и директивной психотерапии относятся (из тех направлений, что на слуху и пользуются определённым условно «спросом» среди населения, так как люди собственно и не интересуются каким именно методом с ними работает психолог): когнитивно-поведенческая психотерапия, бихевиоральная психотерапия, гуманистические направления в психотерапии и психологическом консультировании, экзистенциальная психотерапия, гештальт-психотерапия, психодрама, расстановки Хеллингера, символдрама, НЛП, все виды гипноза (включая эриксоновский гипноз), нейропсихология, клиническая (медицинская) психология, врачебная психотерапия и психиатрия.
О разнице между директивностью и не директивностью можно почитать в соответствующей статье. Коротко директивность можно понять через обратный, то есть не-директивный подход – подход психоаналитиков, который на сегодняшний день является наиболее надёжным и экологичным подходом. Надёжным и экологичным - в плане устойчивых изменений и малого количества возможностей навредить. Не даются клиенту задания, упражнения, ничего не навязывается, не обесценивается, не критикуется (ни сознательно ни бессознательно) в клиенте. Для этого психоаналитик сам достаточно проработан на уровне бессознательного, чтобы не совершать на клиенте бессознательных отыгрываний. Таким образом, клиенту не наносятся нарциссические раны, из которых потом незаметно для глаз истекает либидонозная энергия. С некоторыми клиентами нужна определённая безупречная жёсткость, но не с пограничными, соматическими и др. структурными организациями личности. Поэтому проводится тщательная первичная диагностика, ибо в зависимости от типа личности человека предлагается очень разная и со стороны, может показаться, противоречивая техника в работе.
Вся врачебная психотерапия (и нейропсихология, клиническая психология, психиатрия) - директивны по своей сути, поэтому медленно, но отживают или отживут свой век, возможно, преобразившись во что-то иное. Теории и парадигмы в медицине меняться будут очень долго, так как устоялся классический психиатрический, российский клинический психотерапевтический подход. Психоанализ ненавязчиво находит свою дорогу к изменениям во врачебных привычных теориях (или хотя бы в практике врачей сеет сомнения), так как специалисты разных парадигм встречаются на Конференциях и курсах повышения квалификации.
НЛП (и Коучинг) - очевидным образом не являются глубинной психологией, так как основываются в своём подходе на иллюзорных (оспоримых) предпосылках, теория разработана слабо. Сделана ставка на управление сознанием своей волей, что является путём к отклонению маятника успеха и дальнейший его возврат в ещё больший минус. Всё что делается с усилиями, даёт со временем отрицательный результат. Проблема в том, что человек этого не отслеживает, потому что сначала ему удаётся позитивный результат, словно, как эффект подыгрывания в азартных играх.
Гуманистический подход, психоанализ Фромма, клиент-центрированная терапия Роджерса и гештальт-терапия, хоть и ориентированы в некоторых правильных направлениях (к «самореализации» человека, к любви или к нахождению в «настоящем моменте»), но теоретическое обоснование этих направлений психотерапии имеет ряд изъянов. И всё это по причине того, что сильное влияние на многие школы гуманистического подхода и на гештальт-подход, на их учителей-основателей, оказала восточная духовно-ориентированная практическая философия, восточные учения о самореализации и любви, йога, индийские духовные учения, суфийские учения и косвенно повлияли некоторые открытия просветлённых мастеров Востока. Влияние оказал Восток, но примесь Запада была так сильна, что восточные учения были не поняты и искажены. В результате ряд предпосылок, на которых строится сам подход – не состоятельны и работают лишь случайным образом и лишь в ряде случаев. Нет чёткого понимания «измерения души», измерения Сознания (Ума, Целого, Пустоты и др. символы, указывающие на источник жизни, сознания). Но данное измерение – центральное и является основанием любой восточной психотерапии или восточных учений о работе сознания. И без правильного его понимания всё остальное не работает либо работает случайным образом (по своим законам Целого).
Экзистенциальная психотерапия (все школы) и чистый западный экзистенциальный анализ, опираясь на западную экзистенциальную философию, страдает также отсутствием «измерения души», не верно понимает чем является сознание. Справедливости ради следует отметить, что экзистенциальная психотерапия школы Алексейчика, применяет знания западных духовных учений, христианской традиции. Но это направление экзистенциальной психотерапии всё же остаётся не только малоизвестным, но и слабо теоретически проработанным. И действительно, без духовного учители, мастера, наставника, уровня «святого старца» в христианской традиции или уровня «просветлённого мастера» в восточной традиции, трудно обрести ясность в понимании духовных единиц и феноменов реальности.
Расстановки Хеллингера (с "порядками любви") и психодрама Морено с его феноменом «теле» - очень интересные направления, близкие к глубинной психологии, но опасные, так как некоторые измерения души в виде законов любви хоть и описаны в них теоретически, но недостаточным по качеству образом, есть ряд законов, которые работают индивидуально, то есть не как правило для всех.
Появляются всё новые школы и методы, которые пытаются сочетать вместе расстановки и др., психоанализ психосоматики и разные виды современных техник работы с сознанием. Эти методы (интегральные расстановки, классические расстановки Хеллингера и расстановки авторские, психодрама) могут быть применены консультативно, дополнительно в ознакомительном плане ограниченному числу людей. Их применение должно иметь сопровождение специалистами глубинной психологии и не-директивной психотерапии. Эти методы не подходят (опасны) для психотических, полифонических, пограничных структур личности. Недостаточны для шизоидной структуры личности. А в каждом человеке эти слои есть (травматический, соматический, нарциссический, пограничный, психотический, шизоидный и др.), но только в разном качественном проявлении. И как себя поведёт психика в условиях расстановочного действа - заранее не известно.
Очень близки к глубинной психологии холодинамика Вернона Вульфа и психосинтез Ассанджиоли. Но, опять же, теоретически недоработана тема Самости, Целого.
К глубинной психологии из известных направлений общепринято относится психоанализ (школы с наставниками из МПА, Международной Психоаналитической Ассоциации) и аналитическая психология Юнга. А также сюда можно отнести восточный экзистенциальный духовно-ориентированный анализ (самоисследование Рамана Махарши, восточные духовные практики и подходы уровня преподавания реализованных мастеров, дзен-психоанализ и ряд других редких школ с преподавателями уровня духовных учителей).
К глубинной психологии (являясь её высшим эшелоном) можно отнести всю восточную духовно-ориентированную и западную духовно-ориентированную психотерапию (то есть те учения где есть работа с душой, а не только с личностью человека). Это преподавание и наставничество уровня старцев на Западе и уровня учителей и мастеров высших духовных колесниц Востока - адвайта, кашмирский шиваизм (парадвайта), дзен, дзогчен, суфизм, учения тибетских махасиддх уровня Падмасабхавы, учения индийских йогов (бхакти-йога, джняна-йога) уровня просветлённых мастеров, мистическое и аскетическое христианство уровня неискажённой передачи от святых старцев (то есть работа с живым духовным наставником или просветлённым мастером).
Психоанализ является, словно, компромиссным научно-обоснованным течением в области знаний о работе личности и сферы бессознательного. Компромиссным, так как примиряет между собой врачей-психотерапевтов, психиатров, психологов, через возможность объединения учений (но конечно от многих базовых концептов в психиатрии и не-глубинной психологии и от самого директивного подхода придётся отказаться).
Психоанализ является уникальной школой, которая независимо от практической философии Запада и учений Востока двигается в своём познании работы психического аппарата человека в сторону самостоятельного открытия и понимания феноменом лежащих в глубинах Оно. Постепенно научные изыскания психоаналитиков выйдут в область изучения источника либидо в глубинах бессознательного и психоаналитики научатся работать с невидимой частью сознания, не вмешиваясь в её собственные законы и настройки по умолчанию, нацеленные (как давно известно на Востоке) на баланс и самоисцеление организма.
Часть 2.
Вернёмся обратно к нашему вопросу о вреде и пользе современной психологии и психотерапии (о делении внутри которых мы рассказали ранее) и к вопросу о бесплатной психологической и психотерапевтической помощи населению на базе созданных государственными структурами подразделений. В государственном секторе – это социальная помощь, бесплатная психологическая помощь населению, психолого-педагогическая помощь, медико-психолого-социальная помощь, помощь семье и детям, педагоги-психологи при школах, детских садах, досуговых центрах, психологи в воинских частях и в МЧС, тюрьмах, клинические психологи, нейропсихологи и врачи-психотерапевты при реабилитационных центрах, хосписах, эндокринологических центрах, диспансерах (туберкулёзных, наркологических, психоневрологических), больницах, клиниках (неврозов, психосоматической медицины, психиатрических, наркологических) и поликлиниках. В частном секторе – это все те же организации, но созданные по инициативе физических лиц без особой поддержки государства. Плюс, - специалисты психологи, психотерапевты, психоневрологи (психиатры) и психоаналитики, практикующие частным образом, так как это зачастую удобнее и ценнее для практической деятельности.
Зададимся следующими вопросами. А кто, собственно, работает в государственном секторе, какие именно психологи, каких направлений? И увидим, по факту, что это в подавляющем большинстве психологи и психотерапевты школ не-глубинной психологии и директивной психотерапии (о разнице мы писали в Части 1.). А во многих ли вещах может помочь не-глубинная психология и сам директивный подход? Не запутает ли она человека ещё больше, что возможно не худший вариант по сравнению с тем, что человек, столкнувшись с не-глубинной психологией и (директивной психотерапией врачей-психотерапевтов), разочаруется во всей психологии и психотерапии в целом?
Последнее и происходит (в нашей стране с особой силой). Что именно происходит? Опытные психологи-психотерапевты и психоаналитики подтвердят то, как часто им приходится сталкиваться в работе с клиентом с последствиями работы с ним другого психолога или психотерапевта (например, после психолога - ученика директивных и не-глубинных подходов и школ; после врача-психотерапевта - ученика медицинской директивной психотерапии; после «дикого» психоаналитика – ученика без учителя, человека изучающего психоанализ из искажённых источников).
При невротической структуре личности клиента, такие специалисты не помогут, но и не навредят особо (скорее всего). Просто человек разочаруется в психологии и психотерапии. Но более тонким структурам организации личности (и организации психического аппарата) – навредят, нанеся как минимум нарциссические раны и как максимум приведя к «соматизации», когда проблема уйдёт в тело. Будет отыгрываться через тело, то есть психика переработает ошибку психолога (например, слишком раннюю или жёсткую интерпретацию, пущенную в ход психологом) через соматический путь. Может произойти отыгрывание и по пути поведенческому. Это когда человек бессознательно наносит себе вред, поставив себя в ситуацию самонаказания (несчастный случай, болезнь, выбор негативного жизненного сценария, резкий расход с партнёром по отношениям, резкое отделение от ребёнка, от родителя).
При определённом типе или структуре личности (например, при пограничной, соматической, полифонической, шизоидной структуре личности) перечисленные специалисты своим директивным подходом и своей опорной теорией (из которой рождаются лечебные интерпретации, рождается слово, которое лечит или наносит урон, ведёт к регрессии и нарциссическим ранам, из которых как кровь вытекает либидо, энергия любви) усложняют дальнейшую работу.
Многие ошибки психологов, построенные на неточных теориях и не застрахованные техникой работы, приводят к соматизации, поведенческому отыгрыванию, самонаказанию. (Читать статью «О причинах соматизации, психосоматики. Комплекс жертвы и чувства вины. Лечение психотерапией психосоматических расстройств и личностных проблем»)
Поэтому следует задаться вопросом: «А к какому психологу (или психотерапевту) я попаду, обратившись за бесплатной (или платной) психологической помощью (или психотерапевтической помощью)?», «К кому я попадаю, обращаясь к врачам (врачам-психотерапевтам, психоневрологам, психиатрам)?», «Специалист, какого конкретно направления психологии и психотерапии будет со мной взаимодействовать, работать, вступая в особый вид отношений, которые называются психотерапевтическими?».
Часть 3.
Не мудрым и невежественным является тот подход, когда человеку всё равно каким способом, на базе какой научной теории и каким методом помогут решить проблему или с помощью какой именно психотерапии человеку будут помогать избавляться от болезненного симптома, болезни или расстройства. Это очевидно. Но это сеет дальнейшие плоды невежественных действий, в случае если человек живёт и действует неосознанно, не задумываясь. Если человек не задумывается или мало думает, анализирует, то он (в зависимости от типа личности) столкнётся с разными последствиями такой, словно, беспечности.
С одной стороны, действительно утверждение «горе от ума». Но с другой стороны, нет другого выхода у человека как осознавать себя. Потому что по-другому к счастью (или внутреннему покою, гармонии на душе) не придёшь. А все люди идут к счастью, иначе жизнь теряет и смысл, и краски чувств, и ощущение наполненности.
Осознавать себя и застревать в размышлениях – это разные вещи. Но без размышления и наблюдения за мыслями нет и развития осознанности. Вход в осознание себя и своей природы лежит через встречи с разными видами иллюзий в отношении себя и своих представлений о жизни и о себе. Распад зацепок за привычные и устойчивые иллюзии (ставшие опорой в жизни), разрушение некоторых вещей в своей жизни (уход чуждого) на начальных этапах работы с психологом может (и должен) вызывать страдание (боль, которая пройдёт). Позже, в процессе работы с психологом (или психологом-психотерапевтом, психоаналитиком) когда суть страдания становится человеку понятной, при исчезновении иллюзий боль будет, но страдания в ней будет всё меньше и меньше. Не останется места и для претензий к жизни.
Без осознания себя нет и понимания себя. А нет понимания себя, нет и видения путей счастья и причин счастья.
Без осознания себя, нет и возможности вылечить болезни или расстройства (можно долго ходить к врачам и врачам-психотерапевтам, гоняя симптом по телу или по психике медикаментозно и с помощью подходов и методов директивной психотерапии, учениками которой являются люди с медицинским образованием). Медицинского образования не достаточно, чтобы лечить болезни (как, в свою очередь, по хорошему, и психологу недостаточно одного лишь психологического образования или углубления в одно из направлений психотерапии, не изучив клинический психотерапевтический подход, чтобы видеть его ограничения и понимать коллег врачей-психотерапевтов и психиатров).
Обычный человек, не занимающийся с психологом, причины своего счастья связывает с рядом тех вещей в своей жизни (наличием их или отсутствием), которые на самом деле счастливым его не сделают, наоборот уводя от счастья в другую сторону. В этом сила иллюзии и требование нашего времени каждому человеку посещать психолога (специалиста глубинных походов). Читать статью, о том, почему каждому человеку желательно, по хорошему, ходить к специалистам-психологам - "Почему психолога, психотерапевта, психоаналитика или духовно-ориентированного специалиста желательно посещать каждому человеку?"
Часть 4.
И, возможно, в некоторых случаях следует начать не с поиска бесплатного психолога. А подумать, почему возникает такой вопрос? Почему возникает желание получить что-то бесплатно (ничего не заплатив)? Это от желания, что нам должны? Возможно, что и должны! Но кто? Возможно, родители? Если нет или причина иная (нет денег на оплату услуг специалиста психолога), то следует понимать и тот факт, что бесплатная психологическая помощь не может гарантировать качества услуг.
Лучше платно проконсультироваться три раза с опытным частным специалистом-психологом (психологом-психотерапевтом, психоаналитиком), чем получить десять бесплатных встреч от бюджетного психолога. Это очевидно. А на три встречи деньги всегда можно найти. Само желание сэкономить (сэкономить на себе и своём здоровье) - должно рано или поздно стать предметом психологического анализа.
Надо понимать на какой риск вы идёте, обращаясь в сектор бесплатной психологической помощи. Может, конечно, и повезти, что вам попадётся талантливый бюджетный психолог, которому работу (профессиональную деятельность) оплачивает государство. Но кто, по факту, работает из профессиональных психологов на службе у государства в России? Лишь единицы талантливых специалистов работают в государственном секторе, у которых обстоятельства жизни так сложились, что либо выхода другого пока нет, либо администрация пошла на уступки по графику работы и по снятию с психолога дополнительной нагрузки, которая нужна только для бюрократической машины отчётности и которая серьёзным образом отрывает психолога от своего дела. Отчётность, диагностика, прохождение дополнительного ненужного обучения в направлениях не созвучных данному специалисту, участие в общественных мероприятиях и т. д. – это отнимает не только энергию у специалиста, но ему приходится в себе постоянно подавлять желание не идти на подобные компромиссы, а на этом и начинают своё действие механизмы эмоционального выгорания, истощения, уходит радость от жизни. Всё это скажется не только на психологе, но и на его клиентах.
Может ли долго психолог работать на условиях, предоставляемых государством для психолога, когда психология не рассматривается как особый вид деятельности, требующий особых условий труда и ограничений во времени труда по сравнению с другими специалистами, работающими не на глубину и не берущими проблемы клиентов на себя для их переработки (прежде чем клиент сам научится это делать, восстановив или развив работу своего психического аппарата в процессе встреч с психологом)?! По сравнению с социальными работниками, педагогами, логопедами, воспитателями, организаторами массовых мероприятий, директорами, администраторами и др. у психолога другой вид деятельности. Неудобный график работы, без учёта личных особенностей психики, большое количество клиентов - всё это ведёт к энергетической нехватке посвятить своё внимание всем клиентам полноценно, то есть посвятить глубоко (чтобы не страдало качество). Нет глубины, - нет и качества. Но для отчётности и общественно-показательных проявлений нарциссических (устремлённых к успеху) директоров бюджетных учреждений – это «то, что надо». У многих бюджетных психологов есть "спущенное сверху" ограничение проводить только 10 (а то и меньше) бесплатных консультаций. Этого не достаточно и клиент подвергается фрустрации при таком способе психологической психотерапии, даже если это называется консультированием. Нет длительности и надёжности, рождённой вне ограничений в количестве встреч - нет и качества, нет и результата.
Психологам, по хорошему, надо прекращать подвязываться работать на таких условиях на государство, тогда возможно и отношение к ним само изменится со стороны властных структур. Часто в бесплатной психологической помощи работают психологи, набирающиеся опыта для открытия своей частной практики. Соответственно, в неопытном специалисте работает интуитивное начало, работает его талант, но знаний может быть не достаточно, чтобы не совершить типичных ошибок в работе с разными структурами личности. Специалист учится на своих ошибках, он не может научиться на ошибках других специалистов по семинарам, книгам и учебникам.
Часть 5.
Также следует понимать, что значит обратиться в бесплатную психотерапевтическую помощь в поликлинике, в диспансере, то есть в секторе медицинских учреждений. Там вам предоставляется помощь клинического медицинского психолога, нейропсихолога, врача-психотерапевта, психиатра (психоневролога), невролога. А это специалисты директивного подхода в психотерапии, своей теоретической базой в достаточной степени сильно отличающейся от иного научного подхода, который существует в области не-директивной не медикаментозной психотерапии, в психоаналитической психосоматической психотерапии, в психоанализе, в юнгианском анализе и в экзистенциальном духовно-ориентированном анализе.
Психолог давно как лечил, так и лечит депрессию, а вам скажут (в медицинском секторе), что лечит депрессию только врач и с помощью антидепрессантов и когнитивно-поведенческой психотерапии. Такими представлениями до сих пор живут многие люди. Им кажется, что психотерапией занимается врач, а психологией - психолог. Можно почитать цикл статей по теме, чем занимается психолог, чем занимается психотерапевт, о вреде антидепрессантов и др. (на сайте Ассоциации глубинной психологии, профессиональной психотерапии, психоанализа и искусства жизни ЛИЛА). Это позволит расширить представления о специалистах помогающих профессий и, возможно, прояснит варианты перспективы для себя и своей личной ситуации. (Цикл статей, начиная с «Кто лечит депрессию, психотерапевт или психолог? Надёжные подходы в лечении болезней психотерапией»)
Ещё одним распространённым заблуждением является иллюзорная вера в то, что психолог или врач, если он доктор медицинских или доктор психологических наук, то это является критерием надёжности такого специалиста. Это предельно не так на самом деле. Потому что доктором каких наук можно стать? Доктором науки не-глубинной психологии и директивной психотерапии? А это, как мы уже рассматривали выше, есть начало будущего разочарования клиента в психологии и психотерапии в целом. Настоящий учёный, ищущий истину, только случайным образом может оказаться доктором наук. Обычно докторами наук чаще всего становятся (и специально стремятся к этому) люди на деле стремящиеся к величию и статусности собственной персоны, стремящиеся к управлению, власти, к карьерному росту, к славе, к деньгам. Это люди, стремящиеся к успеху, а не к знанием и к пониманию жизни (и себя), то есть к истине. Это разные виды нарциссической структуры личности.
Мастерство психолога не связано и с обилием знаний. Мастерство рождается через вещи, лежащие в противоположной стороне, на обратной стороне медали того, к чему стремятся люди, желая копить знания или быть докторами психологических и медицинских наук ради регалий. Нельзя найти истину там, где её нет. И интуитивно, люди настроенные именно на поиск истины, а не на достижение регалий, не стремятся погружаться в те учения, которые уводят от истины (а не, хотя бы, пусть и не приводят к истине, но очевидно, что не отклоняют в сторону). Нет смысла надолго погружаться в не-глубинную психологию и директивную психотерапию. Интерес не может долго в ней находиться. Ищущий ум настоящего специалиста психолога быстро разочаровывается в том, где нет ответов на его вопросы. А когда интерес утрачивается, то и написать диссертацию не реально (не интересно).
Часть 6.
Можно задаться вопросом, а зачем тогда всё это есть, существует для чего (не глубинная психология, не экологичный директивный подход в психотерапии, разные виды психологической психотерапии)? Возможно, каждый человек сам должен ответить себе на этот вопрос!
Одна из причин, этого (существования как бы того, что кажется ненужным) заключается в том, что некоторым людям необходимо для собственного быстрейшего изменения мировоззрения интенсивно погрузиться в иллюзии, чтобы окончательно и без остатка их стряхнуть. Но нет такой необходимости для каждого из людей.
Так, в нашем микро-обзоре мы рассмотрели ряд иллюзий относительно психологии, психотерапии и психологов, психотерапевтов и психоаналитиков, что поможет каждому человеку найти себе достойного специалиста, не попадаясь в разного рода ловушки и силки.
Есть и другие виды ловушек для человека, ищущего психологическую или психотерапевтическую помощь. Неспроста в нашей стране введён запрет использовать в контекстной рекламе в поисковых системах интернета слова «лечу», «психотерапия», «консультации по Скайпу», «психотерапия по Скайпу». Хотя это и выглядит для понимающих людей абсурдом (например, почему нельзя лечить словом в скайп-сессиях, если мы лечим словом и интерперетациями, контрпереносом очно)? Но, действительно, существует много мошенников, которые не прочь заработать денег, и существует много людей, верящих в свои иллюзорные идеи и представления и даже конкретно и с холодным расчётом наживающиеся на проблемах и болезнях других людей, леча их «психотерапией». Но если специалист психотерапевт использует не-директивный подход, то сам подход не терпит такого отношения к людям.
Возможно, что это предосторожность государственных чиновников и правильная (с виду) мера, но есть одно «но». Оно заключается в том, что такими методами защищается существование исключительно врачебной директивной психотерапии и препятствуется развитие глубинной психологии, не-директивной психотерапии и психоанализа. Возможно, что сейчас «не время»? Возможно. И действительно, по-хорошему, не специалист должен искать клиентов, а клиенты должны сами находить специалиста. Каждому даётся то, чем необходимо в данный момент времени заниматься, если это не требует усилий и нет желания что-то получить взамен. Некуда спешить. А то, что делается с помощью личных усилий, рано или поздно раскачает маятник и вернёт его в исходную точку. Усилия возвращают в начало к новому старту и никогда не приводят к финишу. К финишу, который окончательно устроит стартующего. То что построено с помощью усилий - то будет разрушено. То что произошло без усилий, то обладает ароматом Тайны и Вечности. Каждый человек идёт своим путём к счастью, но не все дороги к нему приводят. Чаще так получается, что то, что ведёт к счастью, на самом деле лишь уводит от него.
Часть 7.
В Москве и в крупных городах других областей, есть бесплатная психологическая и психотерапевтическая помощь (о правильном отношении к предлагаемой помощи писалось в деталях выше).
Что происходит в малых городах? В Московской области, например, в г. Ногинске и Ногинском районе бесплатной психологической помощи населению практически нет, но и проблемы в этом нет (почему – писалось выше, также работает много частных специалистов). В г. Черноголовке (это наукоград) бесплатной психологической помощи населению нет. В г. Электростали бесплатная психологическая помощь населению есть, на базе уцелевших психологических служб при центрах психолого-педагогической и досуговой помощи населению. Но кто конкретно из психологов там сейчас (время неумолимо идёт) работает и какими методами - неизвестно.
Бесплатная психотерапевтическая помощь реализуется врачами-психиатрами, психоневрологами во всех городах (и больших и малых) директивными методами (об изъянах писалось выше).
Если возникнут вопросы по методам и их эффективности - пишите в Ассоциацию или здесь в этой ветке.
Наша Ассоциация глубинной психологии, профессиональной психотерапии, психоанализа и искусства жизни ЛИЛА, г. Москва (имеющая филиал в Подмосковье, Ногинском районе, г. Ногинске), может предложить бесплатный формат в виде рассмотрения вашей ситуации методом психотерапевтического письма. Часто это полезно на некоторых этапах некоторым людям и интровертам, которым через это (как бы отсутствия слишком близкого общения с людьми) оказывается психологическая помощь на благотворительной основе. Читать о формате для интровертов: Форум интроверсий и лекарство для интровертов. Ваша ситуация всесторонне рассматривается специалистом анонимно, но может быть размещена в данной ветке Форумология как помощь сразу многим людям с подобными вопросами.
Доступ к узким и квалифицированным частным специалистам психологам может быть организован через механизм консультаций по Скайпу (7 секторов работы с психологом по Скайпу) и психотерапии по Скайпу.
Любите себя - не экономьте на себе и удовлетворении своих потребностей. Отличайте важное от второстепенного. Не откладывайте жизнь на завтра. Разберитесь в себе, изучите себя, познайте себя и счастье, рождаемое в жизни в настоящем дне и моменте, откроется вам само и без усилий.
Дополнительно: статья Как не ошибиться с выбором семейного психолога?
В оформлении статьи-ответа использованы картины из цикла "Баланс".
© Потеенко Юрий Владиславович, глубинный психолог, психотерапевт, психоаналитик.
Психоаналитическая студия в Подмосковье, в Ногинском районе. (Психологическая помощь и консультирование пар)
Психотерапевтический кабинет в Москве
Консультации психолога и психотерапевта по Скайпу, семейного психотерапевта по Скайпу, психотерапия по Скайпу
® Ассоциация глубинной психологии, профессиональной психотерапии, психоанализа и искусства жизни ЛИЛА, Тел.: 8(916)454-34-08 (без выходных)
Источник: http://lila-centr.ru/publ/ |