Страх ошибки и инерция прошлого. А также: как интроверту выбрать психолога и психотерапевта?
Почему прошлое задаёт траекторию нашей жизни? ...Как выбрать психолога? …Или выбрать психотерапевта? Кого выбрать - психотерапевта или психоаналитика? Надо ли вообще кого-то выбирать и как происходит сам выбор? Какой специалист на самом деле подходит больше для экстраверта, а какой для интроверта?
Почему мы боимся ошибаться в жизни вообще? И почему определены и скованы траекторией своего прошлого опыта? Почему привязаны к прошлому? Почему, опираясь на своё прошлое, мы создаём некую иллюзию знания что мы видим и куда мы идём?
Потому что у нас есть свои личные цели, от которых мы не хотим отказываться из-за ослеплённости идеей достижения или сосредоточенностью на себе. Ни идея достижения, ни сосредоточенность на себе не приводят к счастью. Но для нас это не очевидно.
Нацеленность на результат, личные цели, сосредоточенность на себе - ведут к счастью, но не приводят к нему никогда и никого. Но это для большинства людей не рассматривается как очевидный факт. Этот феномен «ткани иллюзорности», подобной поведению ночных мотыльков, бьющихся о горящую лампу, обжигающихся и умирающих, в некоторых школах глубинной психологии принято называть эффектом майи.
«Я → усилие → цель → страдание». Почему так? Потому что начинается всё с того места, что нам чего-то не хватает в жизни, что-то надо (так нас убедили в детстве) или нам кажется, что с нами что-то не так (так мы убедились с детства). Также появляется некий ореол или марево того, что нам всё время кажется, что в нашей жизни всё должно быть как то по-другому, не так как прямо сейчас.
"гармония несоответствия (по мотивам детского рисунка)"
Нет принятия себя, нет принятие своей жизни. На почве этого и растёт вся известная симптоматика, включая болезни и негативные случайности в жизни, судьбе. Не видится ценность в том, что есть. Не ценится то, что в дар само приходит. Есть придание важности тому, что требует усилий. Что можно получить через усилия, то ценится, а то к чему усилия не нужны, то обесценивается. А счастье разве может заключаться в приложении усилий? Это может лишь вести к счастью. Вести, но никогда не приводить. Усилия со временем превращаются в насилие, что ведёт к истощению и выгоранию, неврозу. Личные вклады во что-либо в жизни (любое) требуют постоянного продолжения и порабощают жизнь «вкладчика», при условии, если преследуют какую-то цель.
Так постепенно у любых людей исчезает ощущение радости и наслаждения от жизни. Настоящая жизнь остаётся где-то в детстве или в ностальгии о прошлом. Действие самих результатов усилий (счастье в момент получения или достижения желаемого) рано или поздно заканчивается. Всё построенное с помощью усилий рано или поздно распадается.
"травы"
Есть ли другой вариант? Жить без целей? Да есть и он подобен жизни как в детстве, когда нам ещё было ничего не надо, и мы делали то, что каждый день само рождалось, заполняясь нас изнутри. Это по-другому называется творческая жизнь. Или живите сегодняшним днём, а завтрашний день сам о себе позаботится. Искусство превращения своей жизни в творчество, называется мастерством жизни, полной наслаждения, которое не связано с результатами наших действий.
По-другому или для других типов личности жизнь без целей может рассматриваться как аналог естественной жизни полной принятия себя и принятия жизни вокруг. Если человек принимает себя, то он естественен и живёт в унисон с самой жизнью, подобно реке, которая течёт без конкретного направления, но от этого более чем не страдает. Течёт, не привязываясь к берегам и к тому через что протекает, получая наслаждение от самого процесса разворачивания и встреч с тем, с чем суждено встретиться на пути.
Если человека ждёт неизвестность, то ждёт его и вкус тайны и вкус приключения, то есть вкус жизни. Теперь ответьте сами на вопрос как именно можно легко лишить самим себя наслаждения от жизни?!
Но, при всём понимании, неизвестность себя и жизни пугает людей.
"УединениеЕдинениеСозерцание(Крым-март-туман)"
Часто даётся совет психологами «прими себя таким, какой ты есть». А какой ты? Это тайна. Это и пугает. Поэтому разработан психотерапевтический (например, психоаналитический) процесс (и техника) по принятию себя, когда человек медленно себя узнаёт и учится понимать, с помощью специально созданных условий и помощи специалиста-психоаналитика (специалиста-психотерапевта, занимающегося психоаналитической психотерапией). Условия эти (в психоаналитическом подходе): надёжность, регулярность, стабильность, не нарушение границ личности и …не нацеленность на результат. Нет назначенного срока смерти проблемы или симптома живущего внутри (того, с чем пришёл человек). Так как пока симптом или причина появления проблемы в жизни не поняты, то опасно от них избавляться. Через это понимание должно стать понятным, почему настоящий психотерапевт никогда не скажет о конкретных сроках завершения психотерапевтического процесса. Всегда внутри нас есть часть заинтересованная в гармонии и свободе от болезни, но всегда есть часть, которой проблемы и болезни нужны. Причём последняя часть бывает как здоровой, так и детской. Потому что иногда природе нужны проблемы и болезни, чтобы остановить нас от чего-то, не желанного для нас самих же. И иногда нашему эго («я») или детской травмированной части нужны проблемы и болезни, чтобы добиваться своего, часто идущего во вред для нас самих же. Также через проблемы или болезни какая-то незрелая часть нас (нашего эго), может защищать нас от встречи с неизвестностью, с будущим.
Людям в той или иной степени свойственен страх ошибки в будущем, в жизни, страх (и сомнения) в выборе и серьёзная подверженность находиться в строгой колее инерции прошлого опыта. Страх ошибки связан с непринятием своего прошлого. И во многом из-за этого траектория, заданная во вчерашнем дне, продолжается в дне сегодняшнем. И даже происходит усиление и генерализация эффекта. Почему? Потому что, когда мы что-то не принимаем (внутри или снаружи), хотим изменить, хотим преодолеть, нам что-то не хватает или что-то надо, то это лишь усиливается.
И действительно, обычно мы не только не принимаем себя, но и боремся с собой, боремся с какими-то чертами в себе, пытаясь себя переделать или сделать лучше. Как будто мы обладаем знанием наперёд нас самих о том, что для нас будет в итоге хорошо, а что плохо. Путаемся бежать впереди паровоза. Но у нас (ни у кого) это не получается. Нельзя себя изменить, можно дать себе быть. И тогда всё само меняется. Но не предсказуемым для нас образом.
Эти попытки борьбы с собой и противостояния естественному ходу вещей должны быть разоблачены и поняты. Всё осложняется тем, что многие процессы идут по привычке или бессознательно, ввиду малой степени осознанности.
Помощью в осознании бессознательного занимаются психоаналитики. Самим это отследить трудно (а некоторые вещи – невозможно).
соприкосновение
Психология и психотерапия (любая) делятся на два крыла директивные и не-директивные. Директивное – значит ставятся цели, сроки, ведётся работа с упражнениями, заданиями, с нацеленностью на конкретный результат. Любая целенаправленность, усилия и нацеленность на конкретно определённый результат или цель – препятствуют осознанию бессознательного и всего того, что живёт внутри на дне сознания в бессознательном. Живёт подобно колодцу из слоёв или матрёшке. И не может быть проработано иначе, чем через не-директивный подход. Если создать правильные условия, тогда то, что живёт на дне сознания можно вывести наружу с помощью того, что оно …само выйдет. Сделав что-то специально или добившись результата усилиями мы совершаем ошибку, которая обязательно даст о себе знать со временем.
Конечно, давая себе право на ошибку, мы позволяем себе ошибиться и здесь. Можно попробовать поработать и директивно. Почти любая ошибка – это опыт, из которого рождаются другие реакции на силу того, что разворачивается по судьбе и что само рождается в настоящем моменте происходящего. Но и одновременно следует быть бережным к себе, любя себя. А любить себя мы не умеем.
Чтобы научиться себя любить (открыть для себя измерение любви и измерение свободы) нам опять же следует научиться принимать себя.
Если мы раздражены на жизнь (на других людей как часть жизни), если у нас есть претензии к судьбе, если есть претензии к другим, то всё это сводится в конечном итоге к недовольству самим собой (и недовольству своими решениями). Таким образом, мы снова возвращается к теме принятия. Нельзя принять жизнь, не начав с принятия себя (ошибающимся, сомневающимся, больным, голодным, недовольным, злым, плохим). Нельзя плохое в себе подавлять и при этом пребывать только в хорошем (хороших состояниях).
Вопросами принятия общепринято занимается психология и психотерапия.
Но нельзя принять себя специально или директивно.
Профессиональная психология и психотерапия учат принятию себя и жизни через изменение к ним отношения. Через изменение отношения к своей личности и к жизни.
Глубинная не-директивная психология и психотерапия (и духовно-ориентированные подходы) идут дальше. И плюс к этому (к принятию и к изменению отношения) рассматривают и того, «кто» меняет отношение к своей личности и к жизни? «Кто» это всё принимает?
Рассматривается кто этот «я»? Глубинный подход позволяет разобраться в основных вопросах: что «я» из себя представляет, как образовывается, на основе чего (и как именно) функционирует, на что опирается (глубинный подход к уверенности в себе), от чего получает радость (счастье, любовь, наслаждение) и как их теряет, и как «я» связано с другими «я»? Исследуются все эти вещи, по сути, на определённом этапе, ступеньке по размеру (так как глубинная психология является не-директивной).
В целом (в конечном итоге) исследуется структура взаимоотношения человека и вселенной. И надо признать, что без понимания этой структуры сложно решить какой-то вопрос, проблему, симптом или болезнь изолированно. Иногда решить можно (и так работает не-глубинная психология и врачебная психотерапия), но решить можно лишь на время. Такова практика и факты, так как подход может быть только целостный, охватывающий все сферы и все взаимосвязи. Это требует процесса исследования. И это одна из составляющих психотерапевтического процесса, в который входит ещё и исцеление, и высвобождение, и интеграция в психику, всего того что накопилось в бессознательном.
Возникает вопрос к кому лучше обратиться и как не ошибиться с выбором специалиста-психолога? Возникает (со временем) вопрос и о разнице между психологом и психотерапевтом. И возникает вопрос к кому лучше обратиться - к психологу (психологу-психотерапевту) или к психотерапевту (без корреляции врач он, психолог или психоаналитик)? Или к врачу-психотерапевту?
Люди ищут помощи в первую очередь профессионалов, специалистов. Но что найдут – никогда заранее неизвестно (для ума). Жизнь умеет подыгрывать как нашим слабостям, так и сильной вере в себя. Сначала подыгрывает, давая желаемое, а потом лишает того, на что мы попытались опереться. Если что-то делаем специально или придаём чему-то важность, то мы будем разочарованы. Разочарование – часть нашей жизни, польза которого в том, чтобы мы познали свою природу, вернули себе наслаждение жизнью, ощутили себя дома.
Давайте поразмышляем о помощи специалистов в целом и как незаинтересованные наблюдатели (насколько это возможно) с разных сторон.
Психотерапия Он-лайн, по-переписке, очно, психоанализ – всё может подойти и во всём есть плюсы и минусы (желательно лишь, чтобы подход был не-директивный, о чём было объяснено ранее). У некоторых людей так сильны некоторые внутренние процессы, что им нельзя общаться с психологом глаза-в-глаза или сидя друг перед другом. Кому-то нельзя общаться со специалистом лёжа на кушетке, кому-то нельзя общаться два раза в неделю, а можно только один раз или три раза в неделю, так как для бессознательного две встречи в неделю подобно смерти (развязывается инстинкт к смерти, отвязываясь от либидо (инстинкта к жизни)). Соответственно нужен профессионал, знающий об этих вещах (феноменах) и тогда не важно по переписке он общается или он-лайн.
Кому-то для проработки травм детства (рождённых в отношениях с родителями) необходим психолог, похожий на кого-нибудь одного из родителей, что становится ясно далеко не на первых встречах. Проработав с таким психологом (обычно психоаналитиком) свои отношения с родителями, почва для многих проблем и болезненных симптом исчезает. Исчезает через преображение отношений с родителями, устроенное через специфические отношения с психологом (так работает психоаналитик), когда психоаналитик одновременно является и родителем из прошлого клиента и принимающим родителем из настоящего.
Специалист-психолог не должен попасть под вашу власть. Точнее под власть вашего бессознательного, над которым вы и сами можете быть не властны, что и пугает заранее, раскручивая в голове сюжеты, которые жизнь выбраковывает в реальности через организацию «не-встреч» с психологом.
Таким образом, стоит просто разрешить себе принять себя ошибающегося наперёд.
Конечно, проблема отношений (а отношения с психологом - это тоже отношения) глубока. И особенно, возможно, глубока и опасна для интроверта. Тема отношений для интровертов – это тема, которая может быть понята психологом-интровертом (или специалистом знакомым с интроверсией на себе) и точно не врачом-психотерапевтом (или психиатром). В психиатрию в основном идут не интроверты. Интроверты идут в психологию и в психологию уровня «глубинной психологии» - это аналитическая психология интроверта Юнга, разные школы психоанализа, развившиеся на базе психоаналитической техники интроверта Фрейда, духовно-ориентированная психотерапия Востока (колесница основных глубинных учений о человеке и его отношениях с самим собой, с людьми и с миром, в котором все эти взаимодействия случаются).
Врачи-психотерапевты и психиатры – это люди с клиническим мышлением, для которых материя первична, а сознание вторично, важны цели и достижение результатов через личные усилия (есть много и психологов разделяющих эту убеждённость, которые занимаются коучингом и являются адептами не-глубинной директивной психологии и психотерапии). По-сути, следует знать, что в арсенале у врачей те методы, которым учат психологов при получении психологического образования (одобренного государством, которому нет дела до развития глубинной психологии, потому что она ставит под угрозу существующий на контроле, власти и директивности строй). Сама медицина тоже находится в сильном переплетении интересов с государственными чиновниками у власти.
В медицине не приживаются идей глубинной психологии и психоанализа, так как много личных заинтересованностей (выгод) у врачей, и есть гомеостатическое желание, чтобы всё оставалось как прежде без перемен в научной базе.
Также сама личность врачей (обычно это экстраверты психастеники, эпилептоиды, синтонные типы личности) и их постоянное нахождение в среде врачей (себе подобных) - всё это удерживает в старых убеждениях и ограничениях. Прошлое организует настоящее.
Старые вербы
Основной конфликт между врачами и психологами всегда был один – это разночтения в понимании, что такое сознание. С точки зрения взглядов медиков, сознание – это результат деятельности головного мозга. На самом деле (по факту и согласно научным исследованиям и наблюдениям за йогами в Индии) всё наоборот. Деятельность мозга запускается сознанием. Сам мозг – это результат деятельности сознания. Всё находится изначально в Сознании (в Природе, Жизни, в Боге, Самости (в аналитической психологии Юнга), в Оно (в направлении дзен-психоанализ), в Атмане, Сущности, и иное), из Него возникает, Им заполняется, и через Него разворачивается, играя в рождение и смерть, рождаясь и исчезая в виде очередного тела (формы), но всё время оставаясь сознанием. Как волны океана не затрагивают сам океан. Более того в момент смерти тела, тело уходит, а сознание остаётся. Отсюда и корень разногласия (точнее непонимания) между врачами психотерапевтами и психологами психотерапевтами, которые интуитивно не пошли учиться на врачей.
Возможно, и есть врачи, которые верят в Бога, но вера их не отражается в реальной жизни (оторвана от жизни). Врач может, возможно, изучать Бога (как это и положено у настоящих лекарей, целителей в Индии, в традиции суфиев и других традициях), но во врачебных теориях европейцев Бога не видно. Конечно, без согласия Бога не родилась бы ни одна теория (в том числе и врачебная психотерапия). И действительно при склонности людей запускать свои проблемы и убегать от них, и при существующем воспитании детей, возможны крайние острые психотические состояния, когда требуется медицинское лекарственное воздействии.
Бог так любит человека, что позволяет случаться всему, и человеку позволено делать то, что человек хочет, но вот только в том, что человек хочет и к чему стремится, счастья ни для себя, ни для других может и не быть.
Тёплая зима
В научных восточных теориях знаний о мире (и о человеке) Бог (или Сознание) давно является «постоянной» для исследования, причём не оторвано от жизни, а на опыте переживаний, ощущений. Темой Бога занимался на западе К. Г. Юнг (Экхарт, Хуан де Ла Круз и другие). А Фрейд даже хотел в схему «Оно/Сверх-эго/ эго» ввести четвёртую силу, четвёртую инстанцию. Фрейд признавал наличие Непознаваемого. Сегодняшнее активное научное развитие идей Фрейда доходит и до этого места в его трудах. Ряд известных психоаналитиков активно интересуются знаниями Востока.
У врачей-психотерапевтов понятие, тождественное понятию «Бог», отсутствует. Мало того, нет даже «бессознательного». В школах общей психологии (в базовом психологическом государственном образовании) эти феномены также отсутствуют. Из-за этого делается сильный крен в значимость личных и волевых усилий, в достижение конкретного результата. Психологи через дополнительное (второе и третье образования) вынуждены доходить до всего сами без поддержки государства, и в итоге, как мы уже отмечали, разделились на два лагеря (директивной и не-директивной психологии).
У врачей-психотерапевтов (так само сложилось по многим факторам), словно перекрыт доступ к некоторым областям знания, и в итоге к пониманию, что можно довериться чему-то большему, чем они сами, чем сама их личность.
Врач-психотерапевт следит за тем, чтобы не пропитываться бессознательным пациента, отгораживаясь лекарствами и теориями, чтобы не чувствовать боль других людей. Врач-психотерапевт не верит в ряд концептов, без применения которых сама психотерапия не возможна. Это факт.
Если нет понятия Бог (или Атман, Самость), соответственно нет и того, что открывается дальше. Нет теории о растворении личности (как например в духовных учениях).
А ведь для многих людей (и особенно для многих интровертов) и впрямь это важная резонансная тема – тема доверия к жизни через один из её элементов (через существование, проявленное в форме мужчин и женщин и отношений между ними). Речь о страхе растворения в отношениях с противоположным полом. Если от растворения в родителях мы отрываемся через знание о сепарации (о психологическом отделении от матери, отца и их пары) и, если повезёт, через психотерапевтические (психоаналитические) отношения с профессиональным специалистом. То и от растворения в партнёре по отношениям мы застрахованы через прохождение психотерапии. Или мы (что обычно и происходит) из-за темы проблем в отношениях как раз и оказываемся на консультации у семейного психолога. Если повезёт, то этим семейным специалистом окажется не-директивный психолог или психотерапевт.
Интроверту (и многим зрелым личностям) естественным образом свойственно верить в первичность сознания (и вторичность материи), и есть интуитивное понимание важности доверия к жизни. И одномоментно есть страх доверия к жизни, так как есть страх растворения в ней.
И действительно, в жизни можно раствориться (эго свойственна естественная подводная тенденция к растворению), но у интроверта есть негативный опыт переживания (в ранние годы жизни при формировании ядра личности) моментов такого растворения. Есть страх аннигиляции. Бывает страх сумасшествия. Конечно, как с этими страхами довериться в отношениях противоположному полу? Чтобы ещё больше страх усилить?
Страх может быть проявлен в виде ужаса хаоса распада, подозрительности, ощущения того, что с тобой что-то не так. В виде некоего бесконтрольного состояния, рассыпающего личность как порванное ожерелье из алмазных бусин.
Отсюда может быть некий блок (страх) внутри (на который указывают некоторые люди при общении и сближении с противоположным полом). Этот блок нужен. Этот страх не напрасен, так как сознание способно отождествиться с любой формой, расставшись на время со своей формой. Сознание может существовать и без тела, и интуитивно некоторые люди это чувствуют. Но что им скажет психиатр? Он лишь утвердит в страхе сумасшествия. Поэтому обычно интроверты и пограничные личности держатся в стороне от психиатрии (заодно и от всех психологов), и тем более не работают в медицинской парадигме, если сами психотерапевты.
Возле старых тополей
Для интровертов, которые не верят в Бога, хорош психоанализ на первых порах, пока они из него не вырастут. Для интровертов, которые верят в Бога, хороша духовно-ориентированная психотерапия, тот же психоанализ и аналитическая психология Юнга, пока они не выйдут и за её пределы.
Познание себя – это удивительное и интересное путешествие, но способны к нему не многие. Если нет интереса к психологии, а есть желание по-быстрому решить проблему и вернуться в обычную жизнь, то лучше всего подойдёт, как ни странно, духовно-ориентированный подход из восточных духовных учений.
Можно (каждый свободен пробовать) обратиться и к директивному психологу, который работает только с сознанием и с подсознанием (не работает с бессознательным в ключе психоанализа). Но через упражнения, сознательные усилия, постановку целей и достижение результатов результат будет только временный. Временный результат – это тот результат, который удовлетворит, но удовлетворит вас лишь на время.
Полуночный чай
Есть ещё одна сложность, которой мы уже вскользь коснулись. Если человек действительно интроверт (замкнуто-углублённый тип личности и др. типы личностей интровертов), то его просто не поймут до конца специалисты-психологи экстраверты. А быть понятым - не маловажно, это часть психотерапевтического процесса. Также вас могут напугать клинической картиной восприятия мира психиатры и клинические психологи. Клиническая картина мира через нашу чувствительность (свойственную многим и не только интровертам) может долго не рассеиваться. Чувствительность многих интровертов имеет эффект того, что к чему-то они бесчувственны (чувства заморожены), а к чему то наоборот – сверхчувствительность. Это результат нарушения баланса негативных и позитивных чувств внутри. Нет баланса плохого и хорошего и снаружи. Это происходит из-за тенденции демонстрировать хорошее в себя и прятать плохое, и из за проблем с выражением агрессии во вне.
Очень важно кто нас окружает и что нас окружает. С кем мы живём и с кем регулярно общаемся. Это пропитывает нас. Мы не являемся чем-то отдельным от того, что нас окружает.
Внешнее также важно, как и то, что живёт внутри. А внутри каждого человека живёт душа (или Бог). В определённом смысле, можно сказать, что каждый человек, точнее личность, словно беременна Богом. Поэтому рождение ребёнка – это не единственное рождение, которое происходит с человеком. Из зрелой личности рождается жизнь души.
В оформлении статьи задействованы необыкновенные по красоте и воздействию картины художников интровертов: Кузнецова Полина (1 - 9) и Чепелева Мария Алексеевна (10 - 17)
© Потеенко Ю. В. (психолог, психотерапевт, психоаналитик)
Весна на Демерджи
© Автор статьи - ведущий Форумологи и Форума интроверсий: психотерапевт, психоаналитик Потеенко Ю. В.
запись на приём в Москве: 8(916)454-34-08 (12:00 - 22:00)
© ® LILA Сообщество психологов школ глубинной психологии | lila-centr.ru | | Справки о Сообществе и его специалистах, сертификатах: 8(916)454-34-08 , адреса кабинетов: Москва ЮВАО,ЮАО,ЦАО... |♛ Пройти визуальный тест "Выбери дверь и тропинку" | Пройти профессиональный тест-диагностику по самопомощи (осознанию бессознательного)
Фонд помощи интровертам и запись на приём для москвичей:
Проконсультироваться по телефону или записаться на встречу с опытными психотерапевтами и психоаналитиками
(мужчина): 8(916)454-34-08 (12:00 - 22:00)
(женщина): 8(916)902-46-57 (12:00 - 22:00)
© ® LILA Глубинная психология, психотерапия и психоанализ lila-centr.ru
|