Интроверт, амбиверт, экстраверт. Экстраверсия, интроверсия. Что общего? Каковы причины интроверсии?
Интроверт, амбиверт, экстраверт. Экстраверсия, интроверсия, амбиверсия, полифония. Что общего? Что порождает интроверсию и экстраверсию? В чём суть различия?
Также в статьи вы найдёте ответы на вопросы: Какой психолог кому подходит? Подходит ли интроверту врач-психотерапевт? Достаточно ли будет экстраверту на определённом жизненном рубеже психотерапевта-экстраверта? Разница между врачом психотерапевтом и психологом психотерапевтом - в чём её суть? Роль интроверсии - экстраверсии внутри личности самих психотерапевтов.
Психологи школ глубинной психологии и психоанализа (включая Юнгианский анализ) пришли давно к выводам, опирающимся на наблюдения за своими пациентами и анализантами, что интроверсия и экстраверсия (и их степени), являются результатом определённых взаимоотношений с родителями в детстве (особенно в раннем).
Соответственно, выправляются эти вещи (при наличии деструктивных компонентов, мешающих быть счастливыми) через те же отношения. Это могут быть, если повезёт, отношения с психологом, психоаналитиком, духовным мастером. Естественным образом отношения прорабатываются и через взаимоотношения в паре. В парах всё и начинает активироваться (разворачиваются проекции), поэтому так на слуху "проблемы в отношениях", и сама семейная жизнь общепризнано палка о двух концах (много как плюсов, так и минусов). Другой вопрос, что люди поддерживают миф, что так у всех и что это нормально. Экстраверты не любят копаться в себе и своих проблемах, поэтому их у них как бы нет (просто болеет тело, болеют дети или животные рядом, муж спивается или родственник неизлечимо болен, судьба живущего рядом интроверта разрушается, ... но связи никто видеть не хочет). Таковы психологические защиты у экстравертов, и одна из самых опасных для окружающих людей - это "отыгрывание" и "эвакуация" негатива в других людей или в своё тело. Интроверт же по своим собственным психологическим защитам (рождённым в отношениях с родителями), склонен из-за бессознательного чувства вины брать на себя проблемы и боль других людей. Естественно особенно родителей и близких (тех кто напоминает плохие или хорошие черты родителей). Известное, "домашнее" - безопасно, даже, если это "домашнее окружение", не совсем гармонично и экологично себя ведёт. Интроверт "эвакуирует" обычно в собственное "я" (в других людей негатив не помещает).
Проблемы, рождённые в отношениях, через отношения и прорабатываются.
Отношения могут прорабатываться не только с психоаналитиков и в парах, но и через начальника на работе, или через взаимоотношения с какой-нибудь идеей внутри себя. Идеей, которая достаточно амбивалентна, чтобы увеличивать невроз или внутренний конфликт. Невроз - это не болезнь, а производная внутреннего роста и интеграции личности. Это необходимая составляющая для вызревания личности, обретения целостности и движения к осознанию "Самости", счастья, постижению трансценденции, "трансцендентной функции" (в кавычках указаны термины К. Г. Юнга).
Следует отметить, что без изучения и постижения "Самости" с вопросом интроверсии-экстраверсии не разобраться в достаточно удовлетворительной степени. Экстраверсия и интроверсия с одной стороны - это формы проявления Самости (Жизни, Бога, Целого, Атмана и др. имена), а с другой стороны, на человеческом уровне, это определённые формы психологических защит и вторичных выгод, рождённых в отношениях с родителями.
Поэтому так просто, как предлагается в обычных статьях про интровертов-экстравертов и амбивертов (бивертов), пусть даже научно-популярных и интересных, вопрос интроверсии и экстраверсии закрыть не получится. Гуляют, мягко говоря, не совсем верные точки зрения на интроверсию-экстраверсию. В этих точках зрения обычно нет глубины понимания. Даже отсылка к интроверту К. Г. Юнгу не совсем корректна (просто вырваны из контекста всей его теории некоторые его идей на тему психологических типов). Юнгу скорее всего это не понравилось бы. Сначала надо понять его основные понятия (самость, трасцендентная функция, их связь с сознательным/бессознательным, анимой/анимусом, персоной, тенью, ...) и через них уже подходить к теме психотипов. Мать и дочь Бриггсы (Майерс-Бриггс) не развили идеи Юнга, а упростили их под свои взгляды. Их идеи и тесты хороши для школьных психологов и кадровых служб. А как мы знаем ни школьные психологи, ни психологи по кадрам не заинтересованы сильно углубляться в свой предмет, чтобы не потерять расположение работодателей (государства, системы образования, коммерсантов). Но эти тесты (Майерс-Бриггс) действительно лучше, чем другие.
Интроверты могут опираться на более глубокие подходы и взгляды. Им это по силам.
К сожалению (или наоборот к счастью) следует серьёзно подходить ко всему, зная где можно идти путём упрощения, а где не стоит, так как будет отклонение от главного. Главное быть счастливым.
Интроверт выбирает для счастья одни способы функционирования. А экстраверт – другие. И когда-то такой выбор начался.
Хорошо известно, что матрицей наших отношений с объектами (особенно с людьми) являются наши отношения с людьми, которых мы собственно встретили первыми, войдя или осознав себя в этом мире, в мире объектов (внешних и внутренних), в мире форм и различных тонких феноменов, наполняющих эти формы.
Способы функционирования в виде «замкнуто-углублённости» (сосредоточенности на внутренних объектах) как у интровертов или ухода внимания во вне, на внешние объекты (как у экстравертов) - это разные защиты, организованные психическим аппаратом в ранние годы жизни как реакция на родителя, а именно на мать, которая была либо достаточно хорошей, либо не достаточно хорошей. Недостаточно хорошая мать, которая формирует личность по замкнуто-углублённому типу и по полифоническому типу (что соответствует разным степеням интроверсии и амбиверсии) - это та мать, которая в ранние годы жизни ребёнка (от 0 до 3-х лет (особенно важен первый год жизни)) оставляла его одного на время, превышающее некоторую величину Z. За пределами величины Z мать, вернувшись, уже для ребёнка воспринимается по-другому. Если это происходит часто (или если мать находилась в этот период сама в депрессии, то есть отсутствовала для ребёнка, в большей степени будучи погружённой в свои собственные проблемы), то такая мать для ребёнка воспринимается как «отсутствующая» мать. Присутствует отсутствие рядом. И потом по жизни уже взрослый интроверт хочет чтобы рядом кто-то был и одновременно словно и не был. Существует масса примеров влюблённости интроверта в отсутствующий объект ("любовь на расстоянии"). Всё это результат сформировавшихся отношений с настоящей матерью интроверта.
Выправляется это (если мешает быть счастливым), через психотерапию (психоаналитическую или юнгианский психоанализ). В отношениях с психологом-психотерапевтом (психоаналитиком), формируются новые объектные отношения. Происходит это через механизм переноса-контрпереноса. Юнгианский анализ более подходит для людей ощущающих, что есть Бог (или нечто большее, за человеческой формой есть ещё что-то). Психоанализ более подходит для атеистов-интровертов (и не только конечно интровертов, просто у интровертов большее потенциала к самопознанию, так как смотрят они вглубь). Также психоанализ исключает ошибку духовного материализма, когда на Бога переносятся характеристики родителей.
Амбиверт - это не профессиональный, не глубинно психологический термин и только всё запутывает и усложняет. Если в человеке уживаются противоположные вещи, то это просто одна из форм интроверсии погранично-психотического регистра (полифонический радикал характера). Полифоническая личность образуется при наличии в детстве сильно ранящей своим характером матери ребёнка. Такая мать не справляется с материнской функцией, ведёт себя механистично, просто выполняя правила в отношении ребёнка, но не чувствуя его. Такая мать не может перерабатывать для ребёнка те проблемы, с которыми он сталкивается. Любая мать для ребёнка работает как контейнер. Мать находится в симбиозе с ребёнком, и то что чувствует (и с чем сталкивается ребёнок), то чувствует и мать. И на это она должна гармонично реагировать, перерабатывая в своём психическом аппарате страхи, фобические компоненты, тревожные явления, дериваты прошлого, что-то всплывшее из бессознательного рода, из семейного парного бессознательного и мн. др. Перерабатывает и возвращает ребёнку обратно в переработанном виде. Вся эта переработка закрепляется на нейронном уровне (нейронной прошивкой в головном мозге). Если мать не справляется с функцией переработки, то она оставляет с этим ребёнка справляться самому (часто добавляя ему ещё и своих собственных страхов и вытесненных нерешаемых архивированных в бессознательном проблем). В результате чего ребёнок переполнен так называемыми "странными (бизарными) объектами", не переработанным и не интегрированным психическим материалом, частями личности, субличностями. Примером тому образуется в результате полифонический радикал (ядро) характера.
Великие художники интроверты полифонисты: Сальвадор Дали, Ван-Гог, Дюрер, Йерко. Босх, Пикассо, и др. Пример художников интровертов замкнуто-углублённого типа личности - это Кандинский, Рерих, Климт, Боттичелли, Модильяни, и др. Их характер чётко проявлен в их же творчестве (как в зеркале).
Можно определить свой тип личности по тем картинам художников, которые близки. Такая диагностика, где завязаны типы личности и произведения искусства или творчества (плоды режиссёров, художников, писателей) существует в школе российской клинической психотерапии. Это мощная диагностика. Инициирована через М. Е. Бурно (мастера диагноста, экстраверта, тип личности – психастеник)
Следует отметить очень важный определяющий момент. Для интровертов дух первичен, а материя вторична. Даже если интроверт кажется материалистом, для него всегда есть нечто высшее (идея, сила, энергия). Так Фрейд и Юнг – интроверты. Только Юнг полифонист, а Фрейд – замкнуто-углублённый тип ядра характера. Просветлённых (например, духовного мастера Ошо Раджниша, за соединение несоединимого) психиатры-диагносты также отнесли к полифонистам. Но последнее - результат некомпетентности в области духовных учений и знаний, отсутствие потенциала к этому. И это является удивительным образом результатом того, что большинство самих психиатров и врачей-психотерапевтов – не является интровертами (не замкнуто-углублённый тип личности), поэтому им сложно даются к пониманию практические и научные теории Фрейда и Юнга, а духовные учения понимаются искажённо (вывернуты на изнанку).
В целом сам врачебный подход базируется на теориях рождённых экстравертами. Для них то, чем занимаются психологи и психоаналитики не научно или не существует в природе в принципе (просто не укладывается в ячейки сознания). Врач-психотерапевт обречён видеть мир под одним углом и увековечивать своё страдание, а разные патологии делать краеугольными камнями своих теорий. Врач-психотерапевт не изучает здоровье (счастье), он просто узко разбирается в искажениях материи ("патологиях" материальных форм).
Существует незримо противостояние между врачами-психотерапевтами и психологами-психотерапевтами как между экстравертами и интровертами. Для одних материя первична, для других существует реальный мир души. Для одних сознание – это результат деятельности головного мозга, а для других головной мозг лишь инструмент или проводник сознания. Это очень важное ключевое различие.
Есть энергия и жизнь, которые не подвластны уму. Человек не управляет и не располагает обстоятельствами жизни. Есть такие области знания, куда вход происходит через естественные ограничения. Эти ограничения бывают результатом сформированного жёсткого панциря характера, а порой являются отражением уровня зрелости личности, который накапливается десятилетиями и целыми жизнями.
Большинство сегодняшнего человечества (и в основном это экстраверты) просто спит в суете, делах, пустых устремлениях, в заботе о временных вещах, о теле. Спит во второстепенном, увлекаясь сюжетами сна, забывая на время о страдании и боли от привязанности к тому, что им снится и будет рано или поздно отобрано самой же жизнью. Жизнь, которая наполняет сон красками, одухотворяет тела и формы других участников сюжета (других отдельных от них людей). Одухотворённое тело-форма, как наполненный сосуд, через мысли "я" и "я-тело", начинает сновидеть и бессознательно верить в свою отделённость от самой жизни, Целого, Самости, от потока или реки бытия, от других людей и форм... Мудрецы разных времён и народов всегда писали и говорили примерно одни и те же вещи об устройстве мира и души, Души, которая одна на всех, но проявлена по разному. Сон души (жизнь экстравертов) - это часть жизни Души. Поэтому никто не говорит, что быть экстравертом это плохо. Но надо знать как всё устроено самим интровертам, так как им несравнимо тяжелее жить, чем спящим экстравертам. Можно смело утверждать, что интроверт - это пробуждающаяся Душа. Не спроста есть понятие "пробуждённый" (аналог просветлённый). Освобождение от оков, тюрьмы личности - одна из стадий на пути к пробуждению. Как из кокона появляется бабочка, так и из созревшей (зрелой) личности рождается душа (или знание о себе как о Душе).
Душа проявляется и может познать себя через форму. Форма это не только тело, но и личность. У личности было ядро (момент) образования и формирования самой личности. У детей изначально есть океаническое чувство сознания и они не отделяют себя от других форм, не выделяют себя как личность и не отделяют себя от матери. Затем, в процессе отношений с матерью, такое выделение себя как кого-то и "чувство я" формируются. Этому обучают и это процесс, и в процессе осознания себя как отдельной личности с индивидуальностью происходят очень многие вещи, препятствия и сложности.
В дальнейшем на более позднем процессе развития уже сформированной индивидуальности (чувства отдельности, выделенности, я - есть тело, я - есть личность), на тип этой сложенной индивидуальности, другими словами на ядро характера (на тип личности), наслаиваются слои от других типов личности, цепляются (присваиваются) характеристики-свойства других существующих типов индивидуальностей. Это происходит в процессе взаимодействия со взрослыми миром людей в результате процессов "ментализации" опытов и формирования более зрелых психологических защит. Но эти "слои" не играют ведущей роли.
Поэтому интроверты как и экстраверты могут быть разными, и в чём-то перекликающимися друг с другом.
Эти слои часто имеют свойство "латок" (заплаток) ядра. Узелки удержания этих слоёв (закреплённые нейронными связями в мозге) завязаны через тот или иной способ взаимодействия с родителями как мы уже отмечали на более поздних годах жизни в детстве. Эти слои часто прикрывают слабые места в ядре характера, компенсирую что-либо. Так например, нарциссическая личность имеет нераскрытую пустоту на месте аутентичной "нерождённой" личности (точнее сказать дефектной личности, задавленной ощущением неполноценности, унижения и стыда). Это прикрыто искусственным фасадом (целой развитой искусственной личностью). Её называют фальшивая личность. Для таких людей (нарциссов) важен статус, успех, результат. Процесс их не интересует, так как при размеренности и не торопливости вскрываются психологические защиты и в конечном итоге сам нарциссический изъян. В приступе нарциссической ярости могут отомстить. Мало чувствительны к боли других, так как опираются на искусственные чувства (нет опоры на свои аутентичные чувства, а при попытке опоры сталкиваются с чувством пустоты, стыда, тревоги, унижения).
Интроверт может быть: психастеноподобный с вкраплениями эпилептоидности, интроверт синтонообразный, интроверт с нарциссическим налётом, интроверт с истероидной вуалью и т. п. На терминологии это будет звучать не интроверт, а замкнуто-углублённый тип личности (или шизоидный тип личности). Интровертом является и полифонический тип личности. В полифонии присутствует очень неустойчивое зыбкое ядро и присутствует достаточно много слоёв от других типов личности. Человек словно многогранный. Это хорошо, если внутри не живёт боль, которая собственно и прячется за слоями как за бинтами. Шизофрения (схизис) - это про другое, просто некоторые механизмы похожи. У подростков (особенно интровертов) при психологической сепарации от родителей возникает много шизофрено-подобных (полифонических явлений). Если ребёнка родители не поймут (а это практически не реально, если они сами экстраверты или с собственными глубинными проблемами) и не поддержат (оплачивая посещение психоаналитика), то реально может человек стать и маньяком, и убийцей, и преступником, и социофобом, как часто и бывает. Например есть уже целое движение в стране интровертов, в Японии, которое называется хикикомори.
Шизофрения - это "королева психиатрии", самое загадочное явление для психиатров материалистов. Шизофрения - это процесс расщепления личности (из-за подавления сильной боли от чего-то непереработанного в раннем детстве). Шизофренический процесс - это процесс переслаивания личности. Это природный (естественный) процесс, когда сама жизнь организует исцеление. Это раньше считалось чем-то неизлечимым. Но психиатры 20-30 летним стажем наблюдения за пациентами, констатируют факт исцеления, когда всё само собой (если не мешать) переслаивается и выправляется (М. Е. Бурно, частные беседы).
Полифонический тип личности отличается тем, что словно пытается соединить несоединимое и дух, и материю. Получается что-то часто со зловещим или мертвоватым оттенком. Или что-то очень сюрриалистичное. У Йерки в радикале много синтонности, света и поэтому мертвоватость (застылость) в его картинах слабо заметна, и его картины предельно красивые как целые миры со своей жизнью. И многим нравятся (разумеется интровертам, не экстравертам).
Вернёмся к экстравертам. К ним относятся: психастенический тип личности, эпилептоидный тип личности, синтонный тип личности, нарциссический тип личности и истероидный (театральный) тип личности. Депрессивный тип личности относится к интровертам, но каждый случай надо рассматривать отдельно, так с депрессиями требуется бережная диагностика, и депрессии могут проявиться в разных типах личности. Легко может всплыть детская эссенциальная депрессия, через опыт потерь и разочарований в жизни у взрослых. И это не всегда так плохо, как принято считать. Это самоисцеление самой жизнью, когда плохое событие, подобно горькому, но сильному лекарству.
Все типы личности могут находиться время от времени в невротическом, в пограничном или в психотическом регистре функционирования.
Хотя экстраверты такие разные, но их объединяет отсутствие глубины во всём (в размышлениях, в действиях, в ощущениях). Они двигаются (убегают) сразу в нескольких направлениях (и от этого страдают поверхностью подхода, за чтобы не взялись). Исключения случаются. Возможно, что есть экстраверты, которые могут глубоко ощущать мир как сон, чувствовать себя вечными, возможно и есть экстраверты просветлённые (люди, осознавшие и реализовавшие свою изначальную природу, природу души). Возможно. В природе всё бывает.
В природе нет неудачных комбинаций. Природа подобна дзенскому саду, где всё на своём месте. И место есть для всего.
Экстраверты так защищаются от реальности (то есть своими ядрами характера), и эти ядра сформированы в отношениях с родителями. Экстраверт в отношениях с родителями (в зависимости от перечисленных ранее типов личности есть нюансы) обычно попадает в клещи симбиотической неосознаваемой связи с ними. Экстраверт сильно зависим от родителей и поэтому так нуждается в людях. Разумеется, связь (психологическую зависимость от родителей) экстраверт не осознаёт. И ему кажется, что он нуждается не в родителях, а в людях. Но на деле мы видим, что он просто боится остаться один. В моменты одиночества экстраверта пытаются заполнить "странные объекты" (термин введён психоаналитиком Бийоном), но он их не осознаёт, а сразу защищается убеганием в люди. Или рядом должны быть другие раздражители (переключатели внимания), как то телевизор, радио и др.
Экстраверт не любит познавать себя (боится смотреть вглубь лабиринта своего Минотавра). И попадает к психологам только, когда жизнь совсем рушится или в отношениях начинает себя терять (или наоборот не может контролировать). У экстравертов очень слабый контакт со своими подлинными потребностями. Защищается экстраверт «знанием того, что он хочет». Типа он знает чего хотеть и куда стремиться. Но это на сознательном уровне. На бессознательном уровне экстраверт просто реализует желания своих родителей или других людей, которые по эманациям напоминают родительские объекты.
По-хорошему, нужно разбирать каждый тип экстраверта отдельно, чтобы точно детализировать ситуацию работы психологических защит. Так, например, эпилептоид "болеет" контролем и желанием побеждать. Обычно у них в семье были властные отцы. Эпилептоид часто входит в парные отношения с психастеником. Психастеник «любит» (вынужден) жить по законам, правилам, высокоморален. Эпилептоид медленно изводит психастеника на нет. Другие типы личности с эпилептоидами не уживаются.
У истероидов (чаще это женщины) также серьёзные проблемы с мужской фигурой (с отцом) в их жизни. Мужчин много, но отношения в конце бессознательно обесценивающие и кастрирующие мужчин. Важно завоевать внимание и наказать брошенностью. А подлинно близкие отношения у истероидов не формируются из-за проблем с женской идентичностью из-за ухода от матери в лагерь отца. Иногда женщина (ребёнок) может бессознательно стремиться занять место отца (стать вместо отца), чтобы остаться рядом с матерью, а иногда женщина (ребёнок) может соблазниться мужскими энергиями и стать фаллической женщиной (стать как отец).
Интроверт (психастеноподобный интроверт) долго может терпеть по своим внутренним причинам (страх предать и разрушить) экстраверта в отношениях. Но рано или поздно такой союз (лет через 10) заканчивается (обычно). Интроверт если и живёт с экстравертом долго, так это ему лишь кажется, что рядом экстраверт (просто слои личности, прикрывающие ядро, могут быть от экстраверта).
Из-за поиска опоры, уверенности, надёжности, мужественности («денежности») интроверт долго ни с кем жить не будет.
Внутренние причины, заставляющие интроверта держаться в поле неподходящих для себя отношений, требуют отдельной статьи-анализа (мы здесь их раскрываем лишь частично). И это частый запрос на психоанализ (познать себя или разобраться с отношениями-тисками). Но, к сожалению, из-за сверх терпеливости интровертов и отказа искать помощь на стороне, мы (психологи и психоаналитики) редко видим в своих кабинетах интровертов. Те, кто в подлинном смысле способны к самопознанию, приходят редко, а те, кто ищут «таблетки» или гипнотических изменений, изменений не себя, а партнёра по отношениям - эти пациенты частые гости психологических кабинетов. Эти «гости на час», часто ощутив, что требуется серьёзное и отважное (но захватывающие) приключение внутрь себя, оставляют послевкусие не готовности (а порой недостаточной личностной зрелости).
Личности можно делить ещё по степени зрелости. Юнг работал со зрелыми личностями. Фрейд даже не брался за нарциссов. Следует отметить, что Москва считается городом нарциссов. В Санкт-Петербурге очень много депрессивного типа личности (или некой стадии в вызревании личности, возможно и интровертированной), но это имеет хороший прогноз. При вызревании личность проходит такую стадию как переход с шизоидно-параноидной позиции (пограничное функционирование, к которому относятся и нарциссы) на депрессивную позицию. Это более продвинутая позиция, с которой человек способен развиваться дальше, присоединяя болезненные переживания (интегрируя «странные объекты» и отщеплённые в детстве части себя), углубляя чувства и тем самым улучшая радугу ощущений. Мировоззрение расширяется и раскрывается как цветок. Приходит понимание себя и мира. Образуется доверие жизни и течение вместе с ней в унисон.
И действительно, как мы можем сами заметить (если уделить этому внимание и время), в Санкт-Петербурге более творческая атмосфера и более открытые люди. Хотя хватает и экстравертов (это живущих по правилам психастеников, мелких диктаторов эпилептоидов, вечно смеющихся и отрицающих негатив синтонных типов личности и др.)
Но в целом, если судить по запросам к психологам, в Санкт-Петербурге чаще обращаются с проблемами состояний (депрессии, фобии, и др.), а в Москве с проблемами в отношениях. Причём проблемы в отношениях в основном вертятся вокруг нежелания чувствовать боль партнёра, что как раз и свойственно нарциссической личности.
Сегодняшний психоанализ работает практически со всеми типами личности давая завидную фору врачам-психотерапевтам и психиатрам. Правда знают об этом только сами психоаналитики, а медицинский подход процветает, продлевая агонию иллюзиям, что проблемы можно решить директивными методами, поведенческими методами. Надёжное решение проблем происходит только через понимание. Даже изменение отношения к проблемам происходит через понимание. Принятие также происходит через понимание. Любые директивные методы – это методы усилий, упражнений, постановки целей и задач – ведут в тупик (просто многим в этом надо убедиться самостоятельно).
К сожалению, есть и психологи экстраверты, которые пропагандируют подход, основанный на приложении усилий и постановки целей и задач. Сегодняшняя экстравертированная психология – это методы психологов-коучей и разные характерные направления. Это и направленные на конкретные достижения тренинги. Достижения будут, но временные, а порой и с горьким плодом внутри.
Это надо пройти – пройти путь разочарования в краткосрочных и директивных подходах в психологии и психотерапии. Это путь к зрелости.
И действительно, некоторым людям просто сама степень зрелости не позволяет обратиться к аналитику или психологу школ глубинной недирективной психологии. И уже хорошо, если такой человек попадёт к коучам, стремясь к результатам, личным целям и личному счастью независимо от других (и тех кто рядом). Это даст плоды всем, но не сразу.
Интроверт отказывается искать помощь из-за страха окончательно разочароваться и в себе, и в людях, но этот страх иллюзорен и во многом завязан на сложностях с выражением агрессии у интровертов. В комплекте у интроверта находятся: страх сказать нет отношениям (страх уничтожить своей яростью объект), желание быть в отношениях (потребность в близости и тепле) и страх раствориться в отношениях (страх утраты себя) – порождают такой болевой узел, что проще вообще избегать серьёзных отношений. Серьёзными отношениями можно назвать не только отношения в паре, но и отношения с психологом.
Любая иллюзия имеет силу магнетизма до степени наблюдения реальной галлюцинации как миража в пустыне. Силу для магнетизма внутри иллюзии интроверт (также как и экстраверт) черпают в сложившихся объектных отношениях с родителями, которые они проецируют на окружающую реальность. В этом можно уровнять интровертов и экстравертов по принципу чего-то совместно общего.
(с) Потеенко Ю. В., в оформлении использованы картины Йерки
Полезное близкое по теме:
Микро-обзор по психологической характерологии. О навешивании ярлыков и о взглядах внутри психологических школ.
Статья "Лекарство для интровертов"
© Автор статей и ведущий Форумологии: психолог-психотерапевт, психоаналитик Потеенко Ю. В.
запись на приём в Москве: 8(916)454-34-08
© ® LILA Сообщество психологов школ глубинной психологии | lila-centr.ru
|