Современная психотерапия и психоанализ интроверсий (замкнуто-углублённых психо-типов личности).
Современная психотерапия и психоанализ интроверсий, аутизации и замкнуто-углублённых типов личности. Психоаналитик для интровертов. Расширенный формат психоаналитической техники для интровертов (с элементами психотерапевтических бесед).
(тематическая психолого-психотерапевтическая статья-обзор)
Часть 1. Неизвестное для ума
"Если нас не принимали в детстве,
то нас принимает психоаналитик"
Интроверсия – это уход в себя, с тенденцией побыть одному наедине с собой, словно в ущерб отношениям с другими (включая социальную самореализацию и создание парных отношений на одной и отдельной от родителей территории). Происходит уход внимания сознания внутрь себя. Причём, внимание, у того, кого принято называть интровертом, само собирается именно в глубине себя, во внутреннем пространстве, словно удерживается на чём-то как магнитом. И сознание делает это постоянно (или часто, намного чаще, чем у экстравертов). Внимание сознания собирается само на элементах внутреннего мира, всё остальное делая менее значимым.
С чего всё началось? Всё в нашей жизни (внутри и снаружи) имеет своё начало и свои причины. Ничто не происходит случайным образом. Как мы живём? Что-то внутри нас рождается и требует реализации во вне. Мы переходим к той или иной деятельности не без причин.
Во внутреннем мире что-то рождается и через это возбуждение (радугу внутренних ощущений) идёт импульс (или отклик) к людям, к объектам, к миру, к жизни (всё в себя включающей). Жизнь нас заполняет чем-то разным, каждый новый день. Почему же кто-то из нас стремится к общению и взаимодействию, а кто-то стремится к уединению и сохранению энергии? Интроверт когда-то очень давно научился именно так распоряжаться теми ощущениями возбуждения внутри, которые либо обычно отыгрываются во вне, либо, словно, застывают камнем или льдом внутри. У психосоматической личности возбуждение конденсируются на тех или иных органах, меняя их структуру. А у интроверта возбуждение превращаются в богатую внутреннюю жизнь, которой люди, социум просто мешают своей мышиной вознёй и бессмысленной суетой.
Ошибкой является специально заставлять интроверта общаться с другими людьми или специально пытаться себя чем-то заинтересовать, переключиться, поработать с мотивацией, целями, желаниями, заняться достижениями, спортом, повысить самооценку (или задействовать некоторые психологические специализированные методы не-глубинного директивного подхода). Что мёд для экстраверта, то, возможно, яд для интроверта. Часто экстраверту требуются десятилетия, чтобы понять те вещи, которые уже, словно, ясны интроверту с самого начала сознательной жизни. Что это означает? Более высокий уровень зрелости? Или проблемы, рождённые в отношениях с родителями в очень ранний детский период? Во всём этом надо разобраться постепенно в работе со специально обученными людьми [психоаналитиками] по работе с ранними детскими травмами и задержками в разворачивании «витальности» (жизненности и чувственности, ярости, холода и теплоты).
При неверном или не-глубоком психологическом подходе у интровертов возникает лишь ещё большая запутанность, непонимание, и усиливается боль невозможности найти «себя» и найти «своё», в том числе, найти себя в созвучной своему внутреннему миру деятельности, связанной с людьми. Найти свой стиль в построении гармоничных отношений с людьми, с миром.
Интроверсия – это, во многом, результирующая отношений с родителями. Интроверсия сложилась как реакция на взаимоотношения с родителями (и как уже практически устойчивый характер). Как это изменить? Как изменить характер человека? Через те же самые отношения (а как ещё по-другому?). Но уже через отношения со специалистом психоаналитиком. Как проблема создавалась, так она и решается. Психоаналитическая техника позволяет менять характер человека или гармонизировать его через технику принятия того, что даровано человеку от природы. Даже «плохое» в нашей жизни (даже болезни) – тоже для чего-то нужны. В этом надо сесть и разобраться, уделив этому внимание, время и место. И разбираться ровно столько сколько будет достаточно, чтобы понять. Для этого есть специальный формат в работе со специалистами психологами глубинных подходов – это первичные консультации (которых может быть столько, сколько нужно) или психотерапевтические беседы, элементы которых могут быть включены в расширенную психоаналитическую технику.
Аутизация, аутизм - это крайние формы интроверсии, ухода в себя.
Интроверсия и аутизация зарождаются ещё в утробе матери (или раньше) в поле её (часто бессознательного) отношения к ожидаемому ребёнку (плюс ещё и в поле отношения к ребёнку коллективного бессознательного рода).
На здоровье ребёнка (будущего или уже существующего) также очень сильно влияет отношение матери к отцу ребёнка (это происходит у всех детей).
Соответственно есть над чем работать и родителю ребёнка-интроверта и самому интроверту с помощью психоаналитика. Часто родители интровертов сами в чём-то "интровертированы", словно зацепились за что-то в своих убеждениях. И, возможно, именно это и сами убеждения их и тянут на дно жизни. Или сковывают какие-то представления о жизни, о том как должно быть, что отдаляет от самой жизни, где всё постоянно меняется. Возможно, есть какие-то претензии к жизни, к несправедливой судьбе. Это мешает жить, и открыться потоку изменений.
Психоанализ, как известно, одна из самых эффективных техник по принятию (и прощению). Мы не можем специально заставить что-либо себя принять, простить, как не можем заставить себя и полюбить. Но этому искусству или дару мы склонны уже изначально по своей природе (природе души). Эту склонность иногда возможно реанимировать или заново открыть с помощью глубинных не-директивных (без усилий) техник в работе, как например с помощью психоанализа.
При аутизации и аутизме возможно серьёзное влияние и, так называемых, трансгенеративных передач. То есть когда по семейному роду передаются какие-то нерешённые в роду проблемы, или проблемы, к которым отнеслись как к «не проблемам» (по незнанию).
Причина всегда не одна. Но во многом, как мы видим, работа с проблемой (или симптомом) зависит от работы над собой самих родителей ребёнка.
Также, если часть боли ребёнка и часть его проблем возьмёт на себя отец или мать, то ребёнок это сразу почувствует и среагирует соответственно. Можем ли мы (люди) брать боль других людей на себя? А что нам ещё остаётся, если это наши близкие? Остаётся лишь учиться как это делать правильно. Потому что мы не можем не чувствовать боль других людей (и наших близких особенно), даже если начнём от неё (или от близких) отгораживаться. Наша же природа (природа принятия и сострадания) способна вместить в себя всё, что по силам. Как разобраться что нам по силам, а что нет? Что мы можем делать, но нам это лишь навредит, а что можем делать, но не делаем? Во всех этих вопросам помогают разобраться специально обученные люди (психотерапевты-психоаналитики и духовно-ориентированные психотерапевты).
Более лёгкие формы интроверсии – это когда человек один «по-жизни» и его мало кто понимает. Но главное, что сам он себя не понимает, хотя ему может казаться что это и не так. Жизнь раз за разом, год за годом, десятилетие за десятилетием, показывает, что это так или не так. Внешняя жизнь подтверждает внутреннюю жизнь (и наоборот). Жизнь проходит, а счастья как не было, так и нет.
Взрослым интровертам, родителям-интровертам очень сложно обратиться за помощью к психологу. И это правильно. Потому что в помощи они не нуждаются. В современном мире психологии есть словно два крыла в подходе к решению проблем (или к улучшению качества жизни). Один подход директивный, другой подход не-директивный. В не-директивном подходе, к которому относится и психоанализ, применяется техника, исключающая помощь советами, споры, доказывания, одобрение-неодобрение, тонкие виды манипулирования и др. И в психотерапевтических беседах если и производится опора на что-либо, то только на очевидные факты. Сама психоаналитическая техника вызывает эффект подъёма из глубин бессознательного раннего психологического опыта, психического материала (в виде неинтегрированных частей личности) для осознания и преображения (ментализации, понимания, связывания, трансформации и интеграции в своё Я, самость).
Говоря простым языком, отношения с родителями у человека можно проработать через перенос их составляющих на психоаналитика как на пустой экран или зеркало для проекций. Это занимает длительное время (пока развернётся вся «химера», свёрнутая и спящая в подвале бессознательного). Но другие («быстрые») методы дают временный результат. Быстрые методы в наше быстрое время, но всё же одновременно и время, стремящееся к покою, не соответствуют духу самого времени. Не смотря на то, куда бы не торопился город (и городской житель), жизнь всегда стремилась и стремится к покою, гармонии и умиротворённости. В суете нет счастья, есть лишь попытка его найти или чем-нибудь скомпенсировать. Если человек учится жить в унисон с жизнью, то всё само налаживается. Но поддержка понимающего человека (психоаналитика) и условия (кабинет психоаналитика) остаются пока важны.
Также как экстраверт убегает от самого себя в деятельность, также и интроверты могут быть сосредоточены на себе специфическим образом, например, отгораживаются от людей с помощью поведения. Отгораживаются от людей с помощью неадекватного поведения, борьбы с какими-то категориями граждан (или с государством). Это могут быть идейные бойцы, находящиеся в отрицании чего-либо социального (не идеального).
То есть через свои идей, ментальные построения и представления интроверты отгораживаются от людей. Бывает через социофобию, девиантное и антисоциальное поведение. Конечно, бессознательно они хотят и внимания к себе и любви, и через ненависть, нелюбовь так взаимодействуют с миром людей. Такой вид интровертов ещё не до конца разочаровался в людях (например, в отличие от других интровертов, живущих, словно, отдельно от других, холодно, отстранённо, безучастно). И через ненависть, ярость они ещё пытаются сохранить отношения с окружающими.
Порой глубокие (и не глубокие) интроверты находятся в состоянии неосознаваемого или полубессознательного внутреннего конфликта, и в поведенческой необъяснимой попытке вывести этот конфликт (и некоторые чувства, включая ярость и чувство вины) на поверхностный уровень сознавания. Работа с психоаналитиком как раз и направлена на вывод бессознательных проявлений на осознаваемый уровень, минуя поведенческий, убирая постепенно отыгрывания в жизни в поведении бессознательных тенденций.
Осознание своего бессознательно не возможно эффективным образом самостоятельно. Нужен незаинтересованный в нашем использовании некто третий. Им является психоаналитик.
Понимание происходящего на хорошем глубинном (бессознательном) уровне преобразует личность естественным образом изнутри. Психоаналитическая техника этим и отличается от других методов директивной психологии и психотерапии, работающих с сознательным и подсознательным уровнями психики своими техниками (методами усилий, упражнений и внушений). Нельзя потушить огонь в доме, если тушить костёр в другом месте, где понятно и удобно над этим работать.
Часть 2. Мистический олень
"В этом состоянии нет Шивы,
Нет никакого святого единения.
Лишь какое-то нечто движется,
Словно во сне,
По медленно исчезающей дороге".
(Лалла, просветлённая из Кашмира, стихи из сборника "Обнажённая песня")
Хорошо, если психоаналитик, работающий с интровертом знаком с "духовными измерениями". Или если духовно-ориентированный психотерапевт владеет техникой психоанализа (которая чем-то сродни медитации).
Есть позитивные аспекты погружённости в себя. Внутренняя погружённость и пребывание в уединении - это важная часть нашей жизни, ведущая к пониманию себя и своей природы, природы любви, свободы и света. Но путь к свету часто лежит через области тьмы.
Безусловно, источник любви и света находится не в других людях, а в самом человеке, человеке без границ. Но часто уход во внутрь себя (словно замагниченный поиском внутреннего света) происходит из-за неумения справляться с агрессией направленной во вне. Человек может терять свои границы, расширяясь внутри, становясь "мегаломаньяком" (королём) внутренних пространств, но при общении с людьми, он быстро обнаруживает свои границы и ограничения.
Поэтому важно, работая со своим внутренним миром, внутренним пространством самостоятельно, уметь с ним работать, не уводя себя в сторону от обнаружения источника любви внутри себя. Побег интроверта от людей - это и побег от себя настоящего (ненавидящего, проявляющего агрессию к людям, то есть разного и непредсказуемого для ума). То есть помимо незнания о позитивном аспекте проявления агрессии (в силу воспитания и отношения родителей в очень ранние годы жизни), есть и непринятие в себе плохого, которое не будучи проявленным (или понятым), лишь увеличивается и усиливается внутри.
Манят внутрь себя интроверта правильные вещи. Все мистики и просветлённые всех времён и народов отправлялись во внутренние путешествия, занимались внутренним исследованием, поиском источника сущего, открытием истины (о себе и о мире).
Но направление внутрь себя не должно стать убеганием от жизни мира повседневности и простых вещей. Все мистика возвращались к простым вещам и простым истинам, проверенным жизнью. И происходило это после внешних путешествий, когда они отправлялись во внешний мир за поиском знаний, совершали мистические путешествия, далеко не безопасные, так как приходилось взаимодействовать с миром простых людей, просто чтобы выжить.
...Обнаруживая Себя, мистики теряли себя в этом...
Есть история о Мистическом Олене, которому по природе его был присущь очень приятный запах (исходивший от него, подобно внутреннему свету). Но олень не замечал этого, так как, возможно, его мать учила, что без неё (без её запаха рядом, без света её любви) он один в лесу пропадёт. Став взрослым мистический олень периодически натыкался на какие-то вещи от которых исходил очень приятный запах, но он никак не мог понять, что запах рождается в нём самом.
Мы люди (как души) являемся носителями любви внутри себя и именно мы привносим её в этот мир, одухотворяя его. Не мы ищем любовь, а она находит нас, заполняя изнутри. Мы можем делиться любовью, которая постоянно обновляется , но искать её снаружи - это иллюзия. Любовь внутри постоянно обновляется в случае если мы сами этому процессу не мешаем нашими целями, желаниями, зацепками, не уводим себя в сторону лукавыми дорогами соблазна этого мира (мира тщетных иллюзий). Мешает не только сила иллюзий (майя), но и травмы боли, рождённые в отношениях с людьми.
Мешают также и некоторые специфические, малоизвестные вещи.
Есть вещи, которые утягивают внимание внутрь (в попытке заполнить пустоту, но не заполняя её), которые связаны с убеганием от жизни (не принятие судьбы, своей доли по жизни, через которые только и можно заполнить пустоту внутри, чтобы двинуться дальше). Есть вещи, которые утягивают внимание внутрь не только из-за поиска любви. Как мы уже отмечали (в Части 1), у интроверта происходит уход внимания сознания внутрь себя, словно там есть чем заняться интересным. Или словно там решается какая-то важная неотложная задача. Задача неотменяемая и нераспознаваемая (она не сознаётся, бессознательна) и этому есть разные причины.
Бывает, внимание сознания собирается само на элементах внутреннего мира. И собирается оно на так называемых «частичных объектах», «странных объектах» и на «архаических элементах». Частичные объекты характерны тем, что невозможно сказать определённо, чем они являются, так как они не целостны. Их не возможно идентифицировать, дать имя, но они словно притягивают этим внимание человека, всё остальное делая менее значимым. С ними надо работать (глубже осознавать, узнавать, понимать и интегрировать, соединяя с основной личностью, с самостью, словно делая её сильной, целостной, зрелой).
Не для кого уже не секрет, что на личность можно посмотреть с точки зрения конгломерата "суб-личностей" (составных частей, мозаики). Есть удачно соединённые вместе части. И есть – не удачно (например, т. н. "странные объекты" - отколотые части, неинтегрированные части). Также в психическом пространстве часто блуждают т. н. "архаические элементы". Это то, что не переработано в период до рождения ребёнка, но передалось по родовым связям и пытается встроиться в опыт жизни, чтобы в интегрированном виде присоединиться к самости (ощущению целостности). Такие элементы как странные объекты и архаические части блуждают на орбите сознания, преследуя человека через жизненные неудачи, сложности в отношениях и др. Через всё это, словно, требуя к себе внимания. Так природа сама себя лечит, следуя законам целостности, интеграции, гармонизации, принятия, умиротворения и любви.
Всё влияет на всё, и ведёт к гармонии (если человек сам не убегает от этого).
Таким образом, и вернувшись к простым объяснениям (для людей на начальном этапе знакомства с глубинной психологией и психоанализом), мы видим, что есть много типов, подвидов и видов интровертов, где уход в себя и отгороженность или скрытая ненависть, нелюбовь к другим людям, приобретает разные формы. У всех интровертов есть неосознаваемый внутренний конфликт: сознательное (или бессознательное) стремление к людям и одновременный сознательный (или бессознательный) уход от людей. Эти конфликты сплетаются и проявляется по-разному в жизни.
Среди казалось бы интровертов-антисоциалов конечно могут, для не специалистов, «затеряться» и, так называемые, инфантильные личности (предельно не зрелые личности). Они не интроверты, а скорее экстраверты, да ещё и инфантильные. С ними труднее всего, так как во внутреннем мире, словно, не за что зацепиться. Внутренняя жизнь слабо развита, не богатый внутренний мир.
В целом психоанализ применим ко всем типам личности (с богатым и не богатым внутренним миром), так как собственно и развивает внутреннюю жизнь и через это способность думать конструктивно (что похоже на позитивность). Через последнее психоанализ восстанавливает (или развивает) способность перерабатывать стрессы.
Но надо отметить, что глубинную работу (которую и предполагает психоанализ) склонны любить именно интроверты. Или склонные к приключениям, бесстрашию, любви и внутренней свободе люди. А успех в любой работе (в том числе и в психологической работе) во многом зависит от интереса к ней. Но иногда, случается, что нет другого выхода, как начать разбираться в себе (или в близких людях).
Вы можете записаться на приём к психоаналитику в любом составе (как чувствуете сами): один, с близким человеком, с мужем или с женой. Ограничения по возрасту: работа с ребёнком младше подросткового возраста, ведётся вместе с заинтересованным взрослым. Без согласия подростка работа не ведётся.
Если вас интересует духовное развитие, выход за пределы личности, Бог (Атман, Бесконечность, То и иные имена измерения души), то важно не пуститься в некое новое предприятие по достижению результата, когда в социальной жизни не удалось найти себя. Часто достижения в духовной сфере являются компенсацией не реализации желаний (и сокрытых в бессознательном потребностей) в личной сфере (в материальной сфере или сфере отношений). Иногда через сферу духовности пытаются решать личные проблемы. Нельзя выиграть у Жизни, если человек нацелен на результат. Но Жизнь может подыграть в попытке ставки на результат. Заканчивается это рано или поздно разочарованием (в жизни, а потом в себе).
Часто поиск Бога ведётся под знаменами каких-то неосознаваемых идей или потребностей, желаний, рождённых на почве ранних детских отношениях с родителями (с матерью, с отцом и с их парой) и закреплённых в период попытки отделения от родителей в подростковом возрасте. Большинство взрослых людей, экстравертов даже не замечают своей психологической зависимости от родителей и "отделяются" от родителей только в период смерти. Примером варианта незавершённых отношений с родителями является то, что зависимость от родителей находит своё продолжение в зависимости от настроения и одобрения партнёра по отношениям (или начальника, учителя) и иное. Или теневой аспект отношения к родителям (родителю) переносится на отношение к Богу (крайний вариант такого отношения - это жёсткий атеизм).
Проявление агрессии - важная, слабо освоенная, составляющая жизни интроверта. По этой причине он может уходить в мегаломанию в своём внутреннем мире. Не выражение агрессии во вне чревато выражением агрессии внутри и уходом в мегаломанию (я-Бог, я-делатель).
Существуют интроверты, в которых живут элементы "морального негативного нарциссизма", когда человек сам не понимая почему, выбирает в обыденной жизни, словно, наихудшие для себя варианты, отдаёт спонтанное предпочтение негативным выборам. Также, не редко случается, что человек убегает от чего-то не принимаемого в своей повседневной жизни, противостоя тонкой Воле происходящего, и обнаруживает себе решающим задачу освобождения и просветления, когда к этому не готов.
Поиск Бога и духовная самореализация - это самое важное предприятие в жизни человеческой личности, в которой просыпается душа. Но личность должна к этому созреть. Личность преображается изнутри и растворяется в Боге не через личные усилия (и практики), а через принятие, понимание и сдачу. Сдача Воле Творца рождается сама естественным образом изнутри, когда человек перестаёт убегать от простой жизни.
"Четыре вопроса:
Кто пробужден и кто спит?
Какое озеро все время
Просачивается обратно в землю?
Что может человек предложить Богу?
Чего мы хотим больше всего?
Ответы:
Ум — вот что спит,
Что распознает себя как Бога —
Пробуждено.
Это вечно исчезающее озеро
Сделано из наших телесных потребностей,
Из всех этих хождений туда и сюда,
Из разговоров, из того, что мы слышали.
Единственное подношение,
Которое ты можешь сделать Богу, —
Твое растущее осознание.
И самое главное желание —
Быть Богом в человечьей форме".
(Лалла, просветлённая из Кашмира, стихи из сборника "Обнажённая песня")
© Потеенко Ю. Владиславович
В оформлении статьи использованы фотографии арт-психотерапевтической галереи, выставки "Хроники российских дворов - зеркало твоей тишины" (ссылка появится позже)
Консультации по семейным вопросам и вопросам одиночества, семейный [парный] психоанализ - ссылки появятся позже.
Консультации, психотерапию и психоаналитические сессии проводит: Потеенко Юрий Владиславович - психотерапевт-психоаналитик, семейный [парный] психоаналитик и духовно-ориентированный психотерапевт. Духовно-ориентированная психотерапия может быть предложена в виде расширенной психоаналитической техники, включающей психотерапевтические беседы о жизни или в виде редкого направления "дзен-психоанализ" (для духовно-ориентированных людей и людей, занимающихся духовными практиками, духовной самореализацией).
8(916)454-34-08 (12:00(14:00)до 22:00) без выходных, vitaminol@list.ru
|