О тестах и методиках по определению типа личности, социотипа, эннеатипа, типа характера, психологических защит, о клинической (психиатрической) характерологии, о клинической (психоаналитической) типологии и диагностики в школах врачебной медицинской (психиатрической) парадигмы и в школах глубинной недирективной психологии и психотерапии.
Микро-обзор по психологической характерологии
(в школах глубинной психологии, недирективной психотерапии и в директивных медицинских школах психотерапии и психиатрии, а также в неодирективных подходах современной психологической психотерапии)
Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть верный показатель достигнутой им степени самопознания.
(Силуан Афонский)
Если вы сидите где-нибудь в Гималаях и тишина окружает вас – это тишина Гималаев, не ваша. Вы должны найти собственные Гималаи внутри.
Из форумологии
Вопрос: Просьба к психологам: подскажите тест на определение социотипа самый достоверный?
Первый тест, который следует подсказать – это задать себе вопрос, а из-за чего этот психологический тест или, не важно, что ещё (на этом месте может быть любое желание) мне понадобилось? Это естественное моё желание или нет? Если вы сам психолог, который учится, то вам лучше пусть преподаватели подскажут (те, у кого учитесь, - пусть и учат дальше). А если вы не психолог, то зачем вам тест (любой)?
От того, что сейчас всё стало информационно доступно, есть плюсы и минусы. Плюс в том, что у людей есть возможность интересоваться более важными вещами, чем обслуживание своего тела и устройство личного счастья, зачастую, через предпочтение не замечать боль, причиняемую другим. Минусом является то, что сейчас ситуация становится подобной тому, когда человек, которому надо делать операцию идёт не к хирургу, а в магазин хирургических инструментов, чтобы сделать всё самостоятельно, выбрав самую интересную инструкцию в интернете.
Если вам «просто интересно», то, скорее всего, это полуправда. Человек, радующийся жизни и самой себе, вряд ли будет стремиться дать себе определение, пытаясь определить себя как что-то конкретное или повесить ярлык, что я «такая» или «такой», потому что у меня «такой» социотип. Если мы себя любим, то любим себя разными. А быть постоянными или пойманными в тюрьму собственных предсказуемых представлений о себе, - это путь в тупик.
А если есть какая-то проблема личная (не принятие себя, ситуации или отношения к себе), то вы это с помощью теста не решите. Во-первых, вы социотип точно всё равно не определите. Будут оставаться сомнения. И это нормально, потому что человек живое, постоянно меняющееся существо. Если живое в нас перестало течь и меняться, то значит что-то замёрзло, где-то остановилось озером или не хочет куда-то падать водопадом. Возможно, не хочет меняться в ту сторону, в которую сама жизнь двигает. Возможно, мы пытаемся что-то в себе изменить, то, что нам не нравится и …тогда озеро медленно и неотвратимо превращается в болото. Или, бывает, человек хочет определить что-то в себе, чтобы этим воспользоваться, и тогда теряет контакт с руслом реки, теряет ощущение движения в унисон с самой жизнью. Затем оказывается всё время, словно, не в то время, не в том месте и не с теми людьми. Жизнь разлаживается. А при попытке её наладить разлаживается ещё больше.
А во-вторых, если вам и покажется, что вы социотип точно определили, то время и жизнь докажут, что вы ошиблись. Стоит человеку что-то для себя конкретное определить, как жизнь ставит его в ситуацию, где данное определение не работает.
Таким образом, достоверного теста на социотип в природе не существует. Все типологии личности, эннеатипы, радикалы характеров (типы ядер характеров), психоаналитические типы личности, которые существуют в психологии (общей и глубинной) – это рабочие макеты для обучения самих психологов. Для обучения опираться на собственное профессиональное чутье.
Следует отметить, что наиболее продвинутым тестом на социотипы остаётся типология и теория Майерс-Бриггс, «развивших взгляды Юнга». Остальное очень поверхностно.
Типология Майерс-Бриггс изначально разрабатывалась Изабель Майерс-Бриггс и её матерью Кэтрин Бриггс на основе работы «Психологические типы» швейцарского психиатра, психоаналитика К. Г. Юнга, основателя направления и психотерапевтической школы «Аналитическая психология»
Тесты на социотипы и вся соционика произрастают из аналитической психологии К. Г. Юнга (одной из школ глубинной психологии). И самому бы Юнгу этот результат вряд ли понравился бы, так как искажает его учение тем, что делает акценты на второстепенное. Сначала следует понять, что такое «трансцендентная функция» и «Самость», а потом встанет на своё место и второстепенное. В тестах же наоборот исходят из второстепенного. Учение Юнга достаточно сложное для понимания, таким образом просто используется, а не развивается. Так что-то таинственное, сложное и мистическое превратилось в развлечение.
Следует также отметить, что наиболее прогрессивным определением типов личности является интегральный подход , типология и теория, сочетающие в себе и типы личности по классификации в классической психотерапии (психиатрии), и виды духовных устремлений (или иллюзорных способов определить для себя личный путь к счастью, то есть типы ловушек и искажений на пути к ощущению счастья), и психоаналитическую типологию одной из школ психоанализа, и типологию эннеатипов. Эта теория и классификации разработана психотерапевтом Клаудио Наранхо (переведена книга «Характер и невроз. Интегративный взгляд»). Существуют в интернете тесты по эннеатипам, но просто тест без теории и без клинического материала, подтверждённого историями пациентов – это не серьёзно.
Вопрос: Спасибо Вам за развёрнутый ответ.И немного поясню:проблем у меня ,в том,о чём вы говорите,нет,а про тест я спросила ,так сказать,для расширения кругозора.Преподаватели мои меня учат,но вот мне стало интересно узнать мнение других.Вот ,пожалуй ,и всё.
Очень хорошо, что вы интересуетесь. Приятно писать интересующимся.
Да, я вас пониманию. Понимаю и то, что, по-сути, проблем нет ни у кого. И их действительно ни у кого нет. Кто-то играет в игру, что решает проблемы, а кто-то в игру, что они у него есть и решаются. Это с одной стороны.
С другой стороны если всё-таки кажется, что проблемы есть, то в этом тоже нет ничего плохого. Это как дзенский сад – всегда есть какой-то кусочек беспорядка, хаоса, грязи, листьев каких-то не убранных. В жизнь всё включено. От этого она и такая красивая.
С ещё одной стороны надо понимать, что в формате психологического интернет-общения на форуме (или в группе) текст пишется не конкретно вам (хотя и вам тоже), но для всех людей и всех типов личностей, у которых этот вопрос, как бы, мог возникнуть. Если бы я общался с вами в индивидуальном формате, то я бы написал, возможно, что-то другое. Но так как вы конкретно ко мне не обращались, то я и не могу конкретно обращаться к вам.
К информации по тестам на тип личности важным будет добавить следующее. Существует ещё одна методика по определению типа личности (и соответственно социального поведения («социотип»)). Методика настолько продуктивна, что можно определять тип личности по фотографии на «аватаре» и по оформлению страницы в соц. сети (если человек конечно там хоть немного живёт). В основном опора делается на определение типа личности по картинкам художников и по произведениям любых искусств, творчества (музыка, кино, книги, герои и др.), которые нравятся человеку. Такая методика применяется у продвинутых психиатров и врачей-психотерапевтов. Инициировал и развил методику мастер-диагност М. Е. Бурно. Его разработка оказалась признанной и на Западе. И подход действительно уникально прост и непогрешим. Так как то, что нам нравится – это и не спрячешь от других и не скроешь от себя. Единственно врачам-психотерапевтам, опирающимся на данную методику, хорошо удаётся сама диагностика, а вот подход в лечении характера зачастую слабоват, так как опирается на медицинскую (психиатрическую) классическую парадигму. Знаниями по глубинной психологии и психоанализу врачи-психотерапевты обычно не обладают. Нет глубины понимания психоаналитических конструктов, так как опорной парадигмой продолжает оставаться «медицинская» (условно так её для простоты назовём). Медицинская (психиатрическая) парадигма - это сугубо материалистический подход, который является серьёзным ограничением и препятствием в познании человеком себя и других. С точки зрения самой характерологической клинической (психиатрической) диагностики, материалистами по типу личности не являлись ни Фрейд, ни Юнг (ни другие известные психологи-психотерапевты: Райх, Перлз, Ассанджиолли, Витакер, Лакан, Бийон и др. ). Эти психологи по мировоззрению относятся к замкнуто-углублённогму (шизоидному) типу личности или к полифоническому типу личности. Духовные мастера не определимы, но, например, Ошо был на одном из клинических (психиатрических) разборов отнесён к полифоническому радикалу характера.
Врачи-психотерапевты в большинстве своём материалисты и поэтому им до конца не понятен ни психоанализ, ни сам недирективный подход в психотерапии. Таков их тип личности и в его устойчивость врачи верят, таким образов закрыв себе все дороги к расширению мировоззрения. Материалист – это человек, который считает себя отдельным от природы, жизни объектом, и который считает, что сознание – это результат деятельности головного мозга. Тогда конечно усилия и действия становятся важны. Директивные методы психотерапии становятся важными соответственно.
Если тело смертно (а ты и есть тело), то действительно, наверное, стоит суетиться и бегать туда-сюда за материей и достижениями, чтобы успеть пожить. И изучать как не сильно навредить другим, чтобы не умереть раньше времени. Или можно наоборот на всех наплевать и попробовать построить своё отдельное от всех личное счастье.
Не материалисты (включая духовно-ориентированных и зрелых людей) считают, что первично само сознание, мозг - инструмент, а человек - одна из форм проявления сознания. Форма отличающаяся в отличие от животных возможностью к познанию себя и своей природы. Сознание вечно, а тела меняются. В момент смерти уходит не сознание. Сознание остаётся, а уходит тело.
В этом направлении тянулись исследования Фрейда и Юнга. Фрейд разработал в большей степени то, как устроена личность, глубоко исследовал источники возникновения личности в Бессознательном. Он так подробно изучил личность, что не осталось места ни для чего кроме Бога. Бога Фрейд отрицал по причине переноса отношений с родителями на ту Тайну, которую ум познаёт с большим трудом, но все страхи и запреты с удовольствием туда переносит. От любого страдания всегда есть вторичные выгоды, которые заключаются не только в получении удовольствия, но и в выполнении функции психологической защиты. От чего защита? Самый большой страх и тревога – это страх безобъектных состояний и переживаний ранних детских неинтегрированных травм.
На типах психологических защит и держится известная клиническая (психоаналитическа) диагностика и типология. Исходным же каркасом является уровень организации личности и уровень функционирования личности (невротический, пограничный, психотический)
Юнга интересовало как устроено то, что находится за пределами личности, за пределами личного, семейного и коллективного Бессознательного. Юнг интересовался восточными духовными учениями, но почему-то не захотел встретиться с мастером того времени Рамана Махарши.
Поэтому классификации типов личности без понимания из чего личность возникает, как возникает и зачем возникает, по большому счёту, не имеют смысла.
Но так как понимание себя, осознание своей природы (как то, что человеческое существо нечто большее, чем тело и обладает вечной природой существования) случается через тот способ, который для конкретного человека наиболее благоприятен, то соответственно типологии людей могут быть для кого-то и полезны (раз они существуют). Но если человек имеет потенциал к расширению кругозора, то горизонты такого расширения и были представлены в данном микро-обзоре.
(с) Потеенко Ю. В.
Источник: http://lila-centr.ru/ |