О вреде антидепрессантов, антипсихотиков и некоторых подходов к здоровью личности. О личностной зрелости человека
Мы, люди, отождествляем себя с уровнем, к которому привязаны.
Люди, ведущие борьбу за свою материальную жизнь, за "личное" для себя, постоянно слушают и читают обо всём, что относится к выживанию, успеху и получению любви к себе. Соответственно, читают всё то, что относится к коуч-психологии, к бизнесу, к изменениям в политике и в экономике. Интерес к собственному здоровью (ограничения по здоровью, депрессии и прочее, не дающее двигаться к счастливой звезде, к планам, к успеху) заставляет изучать медицину или обращаться к клиническому подходу врачей к здоровью и симптомам. А интерес быть счастливым (связывая это с любовью к себе и личностным ростом, ростом самоуверенности) заставляет изучать прогрессивные изменения в медицине, изучать достижения психологии и т. д. Внимание людей само собирается на этом или порабощено, будучи поглощённым этим. Многие ищут выгоду и верят в то, во что хотят верить. Но это бьётся о реальность такой, какая она есть, и это не замечается. Какое-то время это получается (у кого дольше, у кого короче). Некоторые психологи и врачи подыгрывают этой игре (погони за здоровьем, счастьем, уверенностью в себе, и псевдо-любовью к себе, минуя понимание себя как основу), так как сами заражены этим и тоже верят в то, во что хотят верить.
Люди, активно вовлечённые в темы социального соревнования, достижения, получения признания, любви и успеха за то, что они делают, и восхищения за тот временный образ себя, образ для других, который они из себя представляют и сознательно формируют или удерживают, медленно двигаются к печали, депрессии и страданию. Такие люди выдают через эти темы самих же себя, выдают сектора своей проблематики. Перечисленные темы говорят о застревании в подростковом возрасте (в эдипе и до-эдипе, на психоаналитическом языке) и указывают на не сепарированность (психологическую неотделённость) от матери и от отца (от родителей, живущих неосознаваемо внутри в психике, в подсознании, в бессознательном).
Такие люди совершают бессмысленные (равно: пустые) действия в суете и работают словно солдаты, готовящие себя к счастливой жизни после военной компании. Живут счастьем, которое их ждёт по их обманчивым ощущениям в завтрашнем дне (как только они состоятся или достигнут успеха, найдут любовь). Каждый взгляд такие люди воспринимают как принятие или отвержение. Вся их энергия отдана именно этому уровню жизни.
Расти по-настоящему личностно и духовно - означает видеть всё как Полноту, Целое, или как Бога, или как Одно, Единое, как Самость, как Оно, видеть свою неотделённость от происходящего (как сказали бы глубинные психологи, духовно-ориентированные специалисты, целители и др.).
Из поколения в поколение передаются бесчисленные истории о человеческой неспособности увидеть Бога. Классический пример - история о том, как прогоняют нищего, пришедшего просить милостыню. Нищий оказывается Богом.
К последнему абзацу можно относиться по разному, каждый идёт своей дорогой по жизни, открывая для себя то, на что ему опираться в жизни. И открывая для себя реальность того, в чём он ограничен и реальность того, в чём он безграничен. Открывая это своими заранее неизвестными для ума путями.
Если человек ничего для себя заранее не определяет и живёт спонтанно и без какой-то от ума взятой (или внушённой) цели, то он живёт творчески и наслаждается жизнью.
Быть зрелым человеком, зрелой личностью (и с этим трудно поспорить) - означает быть настоящим без правил, без веры, не подтверждённой жизнью, без определяющих жизнь концепций и представлений, оставаясь с тем, что само рождается и исчезает как рисунок на небе. Осознавая также и само небо, которое ничто не затрагивает. Жить, ни к чему не привязываясь, из любви, из осознания своей смерти, из полноты, из Целого. Тогда открываются чудеса и тайны этого мира.
Настоящий личностный рост – это не развитие в сторону личных достижений, а это расслабление в том, что уже есть. Принятие того, что есть, расслабление и растворение в нём. Личностный рост (и зрелость как итог личностного роста) – это способность расслабляться и не напрягаться, не смотря на то, чтобы не происходило вокруг, но и не будучи отделённым от этого происходящего. Личностный рост ведет к пониманию ума, что нет другого выхода как расслабляться в том, что само рождается внутри и в том, что само приходит извне. Любая цель, привязанность, опора (взятая от ума, который не видит будущее и от страха склонен за всё цепляться) – сбивает настройку на жизнь. В результате теряется ощущение жизни в такт с самой жизнью, теряется ощущение, что ты в этом мире «как у себя дома». Личные цели и желания делают людей чужими этому миру. Возникают депрессии (экзистенциальные и сущностные) и всплывают все те депрессии, что были нажиты в процессе взаимоотношений с родителями (меланхолия, объектная депрессия, и на них могут накладываться другие, более поздние, виды депрессий). Также ряд депрессивных не переработанных переживаний может подниматься из родовой памяти, как всплывание из глубинного первичного бессознательного (связанного с родом) архаических переживаний. Всплывающие из глубин переживания, относящиеся к другим членам рода, родственникам человека и родственникам того, с кем тесно проживает человек (у которого этот вид депрессии), транслируются через механизм «трансгенеративной передачи».
Вернёмся к разговору об антидепрессантах.
(Начало беседы:
Чем психиатр, психотерапевт от психолога и психоаналитика отличаются? Часть 1 "Основное отличие в подходе к разрешению проблем, симптомов и болезней у врачей-психотерапевтов и психологов-психотерапевтов" и Часть 2 "Антидепрессанты, духовность и ответственность" (О правильном отношении к духовности. О гарантиях в психотерапии. Об ответственности. О клинической психотерапии и психологической психотерапии, психоанализе).
Про антидепрессанты (и антипсихотики) хорошо известно прогрессивным психиатрам, продвинутым специалистам среди врачей-психотерапевтов и психоаналитикам, что они вредны для гармоничного процесса исцеления и имеют побочные эффекты.
Также, фактом является то, что антидепрессант, влияя на внутреннюю энергию и усиливая через это волю, не влияет на сам пониженный фон настроение. А если до поднятия настроения (что должно происходить естественным путём) усилить волю, то усилится в итоге и не довольство жизнью, потому что у человека в депрессии проблемы с достижением желаемого (часто очень ранние проблемы). Способность достигать усиливается, а понимания о том, что такое желания, - недостаточное, незрелое. Результатом будут разочарования и суицидальные мысли (на движке усиленной воли). Возможные последствия очевидны.
Бывает, человек, находящийся в депрессии, видит проблемы там, где их нет, так как хочет иметь желания (ему «хочется хотеть»), но это не возможно без перестройки картины мира, без изменения отношения к себе и к жизни и без принятия себя (которое возможно через понимание и осознание). Человеку в депрессии порой кажется, что он должен знать, чего хотеть (так его научили в детстве), а он так не может или ничего уже не хочет. Он смотрит на других людей, а они все бегают в суете и все чего-то хотят. Ему кажется, что так весь мир устроен, что человек сначала знает, чего хочет, а потом идёт к этому (что является для личностно зрелого человека, как мы уже рассмотрели, иллюзией, ловушкой). И, не дай бог, снова у человека, принимающего антидепрессанты, какой-то случится «облом» или разочарование в жизни, и тогда начинаются суицидальные мысли, он не хочет жить. Он не хочет и не может жить как все.
Психиатрам известно, что много суицидальных попыток происходит с употреблением антидепрессантов (АД). Только они не могут это связать и объяснить своими теориями и альтернатив антидепрессантам не знают, по сути врачи-психотерапевты – заложники собственных теорий. А психоанализ (как и духовно-ориентированная психотерапия) эти феномены и проблемы объясняют достаточно хорошо и однозначно. Не так давно, приезжавший с открытым семинаром в Москву, известный авторитет, французский психиатр и психоаналитик Вассилис Капсамбелис подробно рассказывал о вреде антидепрессантов и антипсихотиков с научной и практической точки зрения (а у него учатся многие психиатры и врачи психотерапевты во Франции).
За рубежом врачи учатся у психологов (психоаналитиков), а у нас всё наоборот, неопытные психологи готовы прислушиваться к мнению врачей-психотерапевтов, которые на 100% утверждают, что если у вас магическая «клиническая» проблема или напрашивается диагноз, то надо идти к врачу-психотерапевту и может быть даже к психиатру. Должна даваться альтернатива как минимум. Надёжнее сходить к психоаналитику (или психоаналитически-ориентированному психологу), а потом, если останется желание, можно посетить и психиатра. К врачам (когда дело касается психики и многих болезней) нужно идти в последнюю очередь. Это очевидно. Я не знаю, как эту очевидность можно доказать. «Лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра». Но у россиянина действительно часто всё заканчивается психиатром и на этом заканчивается и его знакомство с психологией. Если врачей беспокоит указанная диспозиция, то тогда очевидно, что врачам нужно осваивать психоанализ и переходить на него в работе. То есть учиться у психоаналитиков.
Вред антидепрессантов и антипсихотиков, вред любых лекарств, можно и нужно понимать глубже – вредно не столько само воздействие лекарств.
Нет проблемы в том чтобы, например, не мучиться при головной боли и снять боль с помощью анальгина, но должно быть понято по какой психологической причине боль возникла. И также, чуть позже, должно поменяться само отношение к болезням и к себе самому.
Если возникли галлюцинации, то можно помочь себе лекарствами, чтобы не нанести вред себе или другим, но далее надо вернуться к рассмотрению причинности. И к рассмотрению причинности не с психиатрической точки зрения (потому что эта точка зрения тупиковая и ограниченная), а как минимум с психоаналитической точки зрения. Галлюцинация и бред – это попытка самоисцеления самого организма (Вассилис Капсамбелис). Это естественный процесс и к нему должно быть правильное отношение.
Считать каких-то пациентов «психиатрическими пациентами», это попытка наложить свою лапу власти на природу. На природу, которая сама (а не врач) лучше знает, что делает, если вызывает галлюцинации, бред, фобии, депрессии и др. И природа будет «мстить», если так грубо совать свой человеческий нос в её дела. Возникающая в изменённых состояниях сознания опасность для себя и здоровья близких, - это в большей степени не проблема, так называемого «психиатрического пациента», а проблема общества, в котором мы живём (проблема каждого из нас и нашего отношения к другим людям). Из-за социальных страхов и ненависти к людям, у которых случаются галлюцинации и бред, социум ненавидит и боится этих людей, пугая их своим отвержением ещё больше. Это очевидная правда жизни. В подтверждение мы можем рассмотреть как решают проблему психотиков и шизофренических «пациентов» на Востоке. Их направляют жить либо в монастырь к монахам, где, если повезёт, есть хороший духовный учитель или мастер, либо оставляют жить рядом с мастером в «ашраме» (ашрам - это когда вокруг места, где живёт духовный мастер, выстраиваются жилища людей, которые хотят у него учиться, понять его, или желают просто находиться в «поле мастера»). Психотическая или полифоническая, шизофреническая или шизотипическая личность, живя среди монахов или людей не просто духовных, но под присмотром реализованного (настоящего) мастера, автоматически самобалансируется при благостном, принимающем и бесстрашном, миролюбивом и любящем, в своей основе, отношении к себе. Таким образом, в другом социальном окружении болезнь либо отступает, либо к болезни меняется у человека отношение (уходит стигматизация, уходят претензии к судьбе и к другим людям, человек перестаёт считать себя больным).
Стоит в данном контексте отметить наблюдения известного врача психиатра М. Е. Бурно за своими шизофреническими пациентами. Бурно отмечал, своё удивление тем фактом, что по прошествии достаточно большого количества лет, болезнь отступает, личность переслаивается и шизофренический процесс, возможно и продолжается, но вступает в фазу, которую можно назвать, по некоторым критерием, излечением. То есть по факту хуже не становится, как это не ожидалось и не постулировалось исходя из научной психиатрической теории. Практика показала иное. Также, Бурно всегда утверждал (и так и работал), что главное средство в лечение таких пациентов, это любовь врача к ним и создание условий для их творческого самовыражения. Но при этом факта, что лекарства, по сути, не нужны - врач так и не осознал, как и не случилось с ним понимания духовной сферы бытия, духовного измерения жизни. Клиническое мышление (опирающееся на психиатрическую теорию) не может ухватывать и объяснять феномены «просветления», «освобождения», различных видов «самадхи», которые не являются психотическими переживаниями, так как в них личность не расщепляется, не расширяется, а уменьшается, растворяется.
Итак, должно быть изменено само отношение к болезни, через изменение понимания. Понимание у врача психотерапевта должно собраться другим способом, отличным от того как оно собирается сейчас. Клиническая и психиатрическая картина мира – это бесконечный путь в никуда. Клиническая и психиатрическая картина мира может быть расширена и преобразована через психоаналитические идеи или оставлена как неудачная теория. Какие-то отдельные достижения безусловно найдут своё место, но не всё целиком.
Вреден также сам не-психологический, медицинский подход. Медицина хороша для армии солдат. Медицина хороша для тела, когда надо что-то пришить или отрезать. Но медицина не должна лезть в область психологии и психотерапии, потому что это сфера духа и сфера пересечения духа и материи. Либо медицина должна измениться, либо будет так, как сейчас. Психологи сидят без работы, люди страдают, лекарственный бизнес процветает, государственные чиновники двигаются в своём направлении, обратном от счастья для других людей (и для себя тоже, словно, не замечая этого). Если врач займёт правильное отношение к происходящему, то возможно изменения произойдут. Насильно поменять ничего нельзя ни в области психики, ни в государстве, ни в социуме. Социум и государство – это живой организм и часть природы. Только через собственное глубинное понимание себя и своего устройства (возможно через посещение психологов) каждым отдельным человеком, можно прийти к общему счастью для всех.
Читать статью Об уверенности в себе, сомнениях и самоуверенности
Правильнее (для здоровья и счастья человека) думать следующим образом. Если в мою жизнь пришёл симптом, то выгонять его нельзя, а иначе он придёт снова и ещё кого-нибудь с собой приведёт (будет набор симптомов). Значит, в этой точке надо идти к компетентным людям, которые не просто убирают симптомы, а наоборот ничего с ними специально не делают (чтобы на их месте другие симптомы не образовались). Исследуется сам человек, а не симптом. К симптому - другое отношение. И лекарства не применяются (чтобы не искажать картину происходящего и не приманивать новые симптомы, не создавать благоприятные условия для возникновения других симптомов или проблем на месте симптомов).
Не может быть какой-то другой подход более здоровым, так как по факту мы видим, что симптомы лишь купируются медикаментозно на какое-то время и (или) появляются другие симптомы.
Каждый человек сам может проверит это на себе, присмотревшись внимательно к своей собственной жизни, например, взяв вместо симптома или болезни, любую другую проблему (личную, семейную, социальную). То с чем боремся, то лишь усиливается и начинает всё больше и больше властвовать над нами, пока это нам окончательно не надоест и мы всё разом безжалостно не бросим.
Дорогой человек с ником "М", вы же сами тоже всё это видите на себе, судя по вашей последней теме на форуме (последней, относительно вашего ответа здесь). Теме разочарования и тупика. Теме, ранее доступной до удаления анкеты (удаления, возможно, наступившего, когда весь этот путь борьбы с симптомами медикаментозно, процесс разочарования и не принятия - иссяк).
А спрашивать надо каждому с себя самого, кто поверил в то, во что хотел поверить, и через это бессознательно притянул таких специалистов, которые в этом подыграли. Люди верят в то, во что им выгодно верить. Депрессия (как и многое другое) лекарствами не лечится. На место депрессии (если даже, допустим, её убрать), придёт что-нибудь другое, то есть проблема остаётся. Проблема не решается, только меняется форма её проявления (или сигнал о том, что не всё хорошо). Решить проблему – это означает решить её раз и навсегда. А иначе – это игра в больницу и доктора как в детстве. Пока человек не повзрослеет.
Врачи верят в то, во что хотят верить и другие люди верят вместе с ними. А потом злятся на тех, кто говорит им правду (о которой они и сами интуитивно всегда догадывались). Правда преображает человека в большей степени, чем любые таблетки. Кому-то, выходит, необходимо пройти опыт разочарования, найдя временную опору во врачах-психотерапевтах, не работающих психоаналитически. Работающих классически, и через это отставая от современных тенденций в психотерапевтическом мире.
Хотя речь во многом, если копнуть глубже, идёт о знании "секретов принятия", то есть о знании, которое всегда было доступно во все времена, но было доступно малому и внутренне готовому, числу людей. Кто не готов, того правда и не заденет, кто не готов, тот правды и не услышит. Попытка опереться на лекарства (или, не важно на что другое) – это детская попытка. Разочарование – это путь во взрослую жизнь (и не важно, сколько вам лет).
Или зайдём с самой очевидной и простой стороны. Мы же не роботы, чтобы наше настроение и чувства, можно было бы отрегулировать с помощью внешнего воздействия лекарствами? Вы как себе представляете, можно ли подкрутить себе настроение? Всё что искусственно подкручивается, то потом назад и возвращается. Даже если у кого-то что-то и получится, то только на какое-то время.
Всё искусственно, через усилия и упражнение сделанное, назад откатывается (рано или поздно). Поэтому директивная психотерапия также не работает в целом (если посмотреть во времени). Бывают единичные случаи, но если мы их пристально исследуем, то найдём, куда переместился симптом или за что человек зацепился вместо того, что было искусственно убрано (лекарствами, внушением, упражнениями, когнитивно-поведенческой психотерапией - не важно, чем именно).
Нельзя, без последствий для себя, от чего-то избавиться через свою волю (например, с помощью усилий прекратить алкогольную зависимость). Не будет алкоголя, будет что-нибудь вместо него другое (курение, злоупотребление пищей, эмоциональные (любовные) зависимости). Это же известные факты.
Так и с любыми зависимостями. То, с чем человек борется, то становится сильнее и начинает иметь над ним всё большую и большую власть. То, с чем боремся, - всегда усиливается.
Как бы там ни было (всё можно оспорить), важно ни то, во что человек верит (или хочет верить), а что жизнь (или реальность) ему показывает по фактам его реальной жизни.
Зайдём с ещё одной стороны. Ничто в жизни не стоит брать на веру. Это многим уже становится понятным. Есть классический клинический не-психоаналитический медицинский подход к решению проблем, симптомов и болезней. Есть церковь, тоже одобряемая государством, и она тоже помогает …верить. Но, к примеру, бог - это не вопрос веры. Бессмысленно верить в Бога (или во что-то ещё), если вам не интересно проверить через опыт своих переживаний или через понимание, а есть ли он на самом деле или что это такое? Иначе это будет такой же опорой, какой могут стать и лекарства. Вера в Бога, часто подобна вере в лекарства. Это не серьёзный подход.
Духовные авторитеты отмечают:
В любой религии есть три сферы:
1. Сфера суеверий, характеризуемая полным отсутствием научного подхода и внутренних озарений.
2. Сфера науки и понимания законов трансформации Сознания.
3. Сфера мистических озарений, самадхи, грейса и др.
Удивительно, что 90% русской и западной интеллигенции, не продвигаются в религии дальше первой сферы, с энтузиазмом участвуя в ритуалах или довольствуясь информацией, которые предназначались для полностью не грамотной и не образованной части общества в прошлые века.
Есть помимо религиозного подхода, духовного подхода, духовной психотерапии и врачебной психотерапии с применением лекарств, в частности антидепрессантов (АД), ещё и психоанализ, юнгианский анализ, и экзистенциальный анализ. Если вы будете посещать психоаналитика, то рано или поздно вы сами закончите эту свою историю с употреблением антидепрессантов (если употребляли до этого). Так работает психоаналитический подход, его техника. Психоанализ и антидепрессанты – это как земля и далекие галактики. Антидепрессанты присутствуют в жизни людей, но вам они рано или поздно станут не нужны. Потому что это опора. А не одна опора не должна быть постоянной. Опоры всегда есть в жизни человека, но человек не должен от них зависеть. Если человек чувствует, что за что-то держится (зацепился) и не может без этого, то это зависимость. Зависимость бывает не только от родителей, супруга или алкоголя, но также и от целей, планов, контроля, желаний, идей, убеждений, верований. Зависимостью является любая опора. Совсем не быть опор не может. Опоры должны меняться – и это и есть жизнь (или, когда наоборот, - «не-жизнь», депрессия, когда человек застрял в чём-то, за что-то зацепился). Опоры меняются, но менять их должна сама жизнь, а не человек (с помощью ума и предубеждений). Свобода – это когда ограничения нас не ограничивают, а не когда их совсем нет.
Также стоит отметить, что если вы будете работать с психоаналитиком или другим специалистом глубинной не-директивной психотерапии (где отношение к проблемам, симптомам и болезням такое, каким его я уже описывал), то вы прекратите искать помощь по психологическим форумам.
С психоаналитически-ориентированным специалистом-психологом или психоаналитиком вы можете рассказывать о чём угодно и обсуждать то, что чувствуете и думаете без какого-либо неодобрения с его стороны. И очень сомнительно, чтобы психоаналитический подход не закрыл ваши потребности что-то получить ещё и на форумах. Профессиональная психотерапия закрывает все потребности искать какую-либо помощь на стороне. Конечно, так бывает не всегда и не на всём протяжении психотерапии. Потому что, когда случается, что в работе со специалистом вы подбираетесь к какому-то важному психологическому материалу внутри себя, к какой-то горячей точке, уязвимому месту, раннему травматическому опыту, то может начаться бессознательный интерес к другим специалистам-психологам или просто к авторитетным фигурам.
Эти бессознательные интересы или интересные люди, вдруг удивительным образом появляются в жизни клиента (пациента или анализанта) именно тогда, когда он подбирается в результате психотерапии или психоанализа к чему-то важному, травматичному, неинтегрированному, непереработанному, изолированному в бессознательном, к тому, от чего привык убегать в зависимости, привязанности, в работу, в отношения или во что-то ещё, в поиск опоры.
Продолжение следует: Глава 3 Завершающий этюд о разнице между специалистами помогающих профессий. Природный баланс
© Потеенко Ю. В. автор форумологии (и форума интроверсий) - анонимного разбора случаев, ситуаций и актуальных тем методом психотерапевтического письма. Ведущий благотворительной программы (фонда) для интровертов "Лекарство для интровертов"
® Ассоциация глубинной психологии, профессиональной психотерапии и психоанализа - открытое пространство: Lila-centr.ru
В оформлении материала статьи задействованы фотографии из галереи "Сердце городской жизни", "Хроники безмолвия на дорогах жизни" и "Баланс" (ссылки на экспозиции - раздел "Мистика реальности")
Источник: http://lila-centr.ru/publ/ |