На примере депрессии, чем психиатр, психотерапевт от психолога и психоаналитика отличаются?
Часть 2. Антидепрессанты, духовность и ответственность.
О правильном отношении к духовности. О гарантиях в психотерапии. Об ответственности. О клинической психотерапии и психологической психотерапии, психоанализе.
В продолжение темы, начатой в Части 1 (суть которой можно свести к разъяснению вопроса, на примере депрессии, чем психиатр и врач-психотерапевт от психолога, психолога-психотерапевта и психоаналитика отличается) пришли следующие комментарии от человека, с ником "M", интересующегося психологией (не от автора темы-запроса), также в беседе приняли участие и врачи-психотерапевты:
«Хм, а вы точно психолог?» [Под этим комментарием поставили "лайки" одобрения ("Сказать спасибо") несколько врачей психотерапевтов, нарушая тем самым границы автора, слова которого комментируются, и нарушив границы автора самого комментария, одобряя его думать в определённую строну (читать статью о границах и их нарушениях)] (курсивом - комментарий мой)...И далее:
«Потеенко Юрий Владиславович писал: "Ваша ситуация в чём-то схожа с ситуацией, на которую уже есть ответ (единственное отличие, что человек уже разочаровался в лекарствах, АД)
Если вам интересно играть в доктора и больницу, то это одно
Врачи (врачи-психотерапевты, психиатры, клинические психологи), к сожалению, потворствуют человеку верить в иллюзии, опираясь на разные костыли, которые продляют жизнь этим иллюзиям, опираясь на лекарства и предлагая директивные психотерапевтические методы, которые часто заканчиваются разочарованием
Также антидепрессанты усиливают суицидальные мысли".
И т.д., и т.п.
М-да.. интересно, а ответственность за последствия этих высказываний, кто нести будет, если что?» [Под этим комментарием поставили "лайки" одобрения ("Сказать спасибо") несколько врачей психотерапевтов, нарушив тем самым границы автора самого вопроса, одобряя его думать в определённую строну]
«Потеенко Юрий Владиславович писал: "Многие люди, как известно, разрешили свои вопросы с депрессиями через привнесение в свою жизнь понятия Бог (Самость, Брахман, Атман и др.) и изучение того, что это такое есть на самом деле.
.... начать получать объяснения с помощью специалистов духовных мастеров"
Ну, вот так бы в анкете и писали - "духовный мастер"!» [Под этим комментарием поставили "лайки" одобрения ("Сказать спасибо") несколько врачей психотерапевтов, нарушив тем самым границы автора, слова которого комментируются, и нарушив границы автора самого комментария, одобряя его думать в определённую строну]
Так же, возможно, для некоторых читателей так и остались не прояснёнными некоторые моменты:
«Я верю в помощь, просто не знаю к кому обратиться?» [интересуется клиент]
«К врачу. Психиатру или психотерапевту.
Вот и все. Все Ваши проблемы разрешатся» [пишет врач-психотерапевт]
«А чем психиатр, психотерапевт от психолога отличаются?» [задаёт вопрос клиент]
«Эффективностью, в решении именно клинических вопросов» [отвечает врач-психотерапевт]
ОТВЕТ
(в виде статьи из трёх глав):
Час в радость тем, кто в теме, и тем, кому тема интересна и важна.
Тема для удобства разбита на три главы. Тема многогранна, объёмна и требует вдумчивого чтения и осмысления. Но пройти мимо неё или отписаться парой абзацев не представляется возможным, так как не имеет смысла. Любой важный вопрос должен быть всесторонне объяснён и сделан понятным для разных людей, разных типов личности (специалистов и не специалистов).
Глава I. Разница между психологом, психотерапевтом, психиатром. Депрессия, духовность и ответственность.
Ядро диалога по теме на форуме во многом закрутилось вокруг того, что врачи-психотерапевты стали брать на себя право гарантировать 100%-ю эффективность результатов клинической (медицинской) психотерапии, давать гарантии результата воздействия лекарств (в частности антидепрессантов). Также врачом-психотерапевтом неверно была разъяснена разница между психологом, психотерапевтом, психиатром. Точнее, вообще не было разъяснений и доказательств, то есть повторяется снова директивный врачебный подход: «я врач, а значит лучше знаю, и уверен в этом на 100%».
Психоаналитик, также отличающийся высокой эффективностью в решении клинических вопросов, – вообще не был упомянут. О духовной психотерапии можно и не знать (и иметь предубеждения, вопрос этот не простой и требует большого количества времени для изучения), но о психоанализе в медицинских кругах не знать не возможно (можно умышленно отрицать его эффективность).
Врачам следует признать публично, что психоанализ также эффективен в решении клинических вопросов, как и клиническая психотерапия и психиатрия, но обе эти школы, как и любые другие, не могут гарантировать результат. На этом бы баланс правды был бы установлен. А обычные люди имеют право знать правду. Иначе, какой смысл?
Госпожа "М" подняла интересные вопросы, выдернув их, правда, при этом из контекста написанного и, тем самым, нарушив структуру для правильного понимания остального. И всё же такие вопросы действительно могут возникать у разных типов людей (людей с определённой сложившейся картиной мира и с определённой системой защит в виде определённых внушённых социальных убеждений). Есть люди разной степени информированности о психологах, о клинических психотерапевтах (врачах-психиатрах, врачах-психотерапевтах, клинических психологах) и о психологических психотерапевтах (психологов школ глубинной психологии и школ не-глубинной психологии). Слаба степень информированности о том, кого правильно понимать под термином «духовные мастера». И налицо незнание о том, в чём заключается ограничение, заключённое в теориях медиков, и незнание о том, кто такие психоаналитики и каковы их научные теория и достижения в области понимания причин проблем, симптомов и болезней.
Дорогая "М", то, что вас зацепило в сказанном мною, бьётся о набор ваших представлений о том, каким должен быть психолог!
По поводу ответственности вопрос поднялся неспроста. Врач-психотерапевт не должен говорить, что 100% поможет. И что на 100% помогут лекарства. И то и другое - ложь. Кто так говорит, с того и спрашивайте.
Если психотерапевт поощряет лайками человека, который имеет потребность в услугах психолога или интерес к психологии, то это нарушение границ этого человека. Это тонкая форма манипулирования. Исключения возможны, но лучше удерживаться от выражения оценочного мнения. Это очевидно.
Я являюсь не психологом, а психоаналитиком (или психологом глубинной психологии, что имеет отличия от обычной психологии, которую преподают в вузах при получении образования). Каждый психолог после вуза, через годы практики находит свою специализацию в одной из школ глубинной психологии и не-директивной психотерапии (или не-глубинной и директивной).
Также я являюсь психоаналитиком духовно-ориентированным (что редкость), поэтому не ограничиваюсь только классическими психоаналитическими знаниями, а развиваю эти знания в сторону, в которую смотрели некоторые психоаналитика (У. Бийон, Г. Гроддек и др.) и куда не успел посмотреть Фрейд, которому в большей степени была интересна личность (а не исследование Оно, первичного бессознательного).
Поэтому, будучи специалистом психоаналитиком, также и специализируюсь в духовно-ориентированной психотерапии и являюсь специалистом по синтезу подходов («психотерапия жизнью»), включающих элементы психоанализа в сочетании с элементами экзистенциальной психотерапии, элементами когнитивной психотерапии, юнгианского анализа, трансцендентного анализа, судьбоанализа, холодинамики, психосинтеза Ассанджиолли и др. Подход складывается индивидуально после первых встреч. Внутри всех подходов мною применяется ядерный элемент психоаналитической техники в отношении не нарушения границ (что очень важно для успешной терапии). А мастер я или нет – это судить людям, которые ко мне приходят. Кого во мне они увидят, тем и буду. Буду на какое-то время, пока не растворятся иллюзии, и человек не станет спонтанным и творческим. Пока не станет независимым от образов, которые появляются, словно как в зеркале, в другом человеке. Один человек становится зеркалом для другого человека в процессе общения. Зеркалом, в которое всматриваешься и видишь что-то ещё, своё. Хочешь этого или не хочешь, но это происходит.
Духовным мастером я стать не могу. Это не в моих силах, от меня не зависит. Стать духовным мастером – это то, о чём мечтает каждый прогрессивный психолог. Духовные знания – это верхушка, венчающая пирамиду психологии и психотерапии. Те психологи, которые пошли в сторону «западной науки» (есть ещё «восточная наука»), придут к духовности через науку, как это уже произошло с передовыми квантовыми физиками.
Духовность – это тоже может быть наукой (наука о духе, о высшем, об устройстве мира в целом). В пример можно привести индийских и кашмирских, исламских и суфийских учёных. Христианский учёный Дионисий Ареопагит описывал то же самое, что и индийские учёные, изучавшие адвайта-веданту. В индийской духовной науке ничто на веру не берётся. И это называется путь джняны (основанный на понимании), отличный от пути бхакти. Бхакти - основан на вере и чувствах (постижение мира через служение и чувства). Условно путь бхакти похож на путь не-глубинного христианства, основанного на вере. Есть глубинное христианство, которое основано на понимании. Все учения сходятся в одну точку и через понимание приходят к важным вещам, которые на прямую касаются вопросов счастья и здоровья человека.
Поэтому следует правильно понимать, что такое «духовность», так как под этим могут подразумеваться разные вещи, как и под словом «мастер».
Если психолог или психотерапевт хочет быть мастером в своей профессии, то это с ним само «случается» (обратное - прийти к этому намеренно). И многим открываются знания, которые есть в духовных науках (но ни всё, что в них есть, надо принимать за чистую монету, если мастерство жизни через вас не открылось). Если психолог прогрессивный и настоящий психолог, то его интерес не может не идти в сторону исследований восточных учёных, йогов, аскетов, отшельников, столпников, святых и др. людей, интересовавшихся истиной, устройством себя и мира. Как без этого? Если психолог ограничивается институтским знанием и знанием своих учителей (других психологов), то его картина мира ограничена. И рано или поздно такой психолог начнёт задыхаться в своём ограниченном знании. То же самое касается и врачей-психотерапевтов, психиатров, клинических психологов.
Собственно в психологии есть направления духовно-организованные - это духовно-ориентированная психотерапия, экзистенциальный анализ, трансцендентный анализ, есть юнгианский анализ, который балансирует на стыке духа и материи, и баланс этот разрешается через мастерство самого юнгианца. И если то, к чему пришли эти школы, врач или психолог не понимает или не учитывает, перемалывая и обесценивая под своё желание верить тому, во что научили (или хочется) верить, то это рано или поздно скажется на его мастерстве в работе. И обязательно заведёт в тупик, а вместе с ним в тупик придут и те, кто его слушал.
Возможно люди не в курсе, что большинство психологов, которые действительно психологи, то есть люди, цель жизни которых познать истину, учатся у духовных мастеров, святых и духовных учителей (Востока и Запада)? Наверное, также и не в курсе, что многие врачи-психотерапевты и разочарованные в обычной психологии, психологи посещают целителей и экстрасенсов разных школ и направлений? И это нормальный процесс. Если психолог не понимает (остаются сомнения), как устроена психика, сознание и личность, и видит очевидные тупики в решении проблем и симптомов обычными методами (которые работают действительно избирательно и на каком-то этапе вообще перестают работать, что также имеет свои причины, которые услышать готов не каждый), то он продолжает поиск и рано или поздно натыкается на результаты поисков восточных искателей и духовных мастеров.
Вы правильно поднимаете вопрос об ответственности.
Если психолог или врач-психотерапевт считает, что помогает людям, то это «спящий» специалист, который выполняет свою работу в полусне (потому что реальность не видит и не понимает). У «спящего» специалиста что-то получается в работе и он эти заслуги приписывает себе, или своему методу, лекарствам. Жизнь часто поначалу подыгрывает человеку (или специалисту), как при игре с шулером-мастером, но потом у человека эта иллюзия, что он Бог, - отбирается. Врач, который утверждает, что лекарства помогут и что точно нужен психиатр и или врач-клиницист, - это врач, который возомнил себя авторитетом, «знающим», то есть «Богом».
Специалист-психолог никогда не утверждает, что он (или его метод, какой-то подход) кому-то точно помогут. Это знать заранее он и не может. Мало того, такие гарантированные утверждения (что поможет, что «вам нужно столько-то встреч», определение каких-то сроков), это не психотерапевтический подход. Потому что в человеке помимо здоровой части всегда есть и незрелая (или не понятая) часть, которая выздоравливать не планирует, не хочет, не понимает (у неё своя логика). Если такой части вас установить сроки, то будут следующие сложности: для неё сроки и гарантии - это преждевременная смерть, и она будет саботировать процесс (сразу или позже). Установление сроков терапии усложняет саму психотерапевтическую работу. У многих людей, часть личности (о которой идёт речь), не осознаётся, поэтому может возникнуть не понимание о каком саботаже к излечению ведётся речь. Но то, что не осознаётся, не значит, что не существует (или не может не существовать).
Также, в некоторых случаях, такая часть, живущая в бессознательном, может выполнять важную защитно-компенсаторную функцию, скрывая под собой брешь травмы в психической реальности, сотканной умом с помощью фантазий, результатов прошлого опыта, перемежающегося и соединённого определённым образом с психическим материалом, переданного по роду («трансгенеративная передача»), материалом, рождённым в отношениях с родителями, но не переработанным (не сконтейнированным) ими. Убирая такую часть («убивая» её сроком окончания терапии), мы рискуем получить в какой-то момент всплеск архаических переживаний или каких-то защитных реакций по сохранению того, что хотели психологически разрешить или вылечить, убрать.
У меня имеется, помимо психоаналитического и психологического образований, ещё и клиническое (медицинское) образование, диплом клинического психолога, поэтому я в курсе о том, к чему пришли школы клинической (медицинской) психотерапии и психиатрии. Учился и в частом порядке у известных психиатров. Поэтому, как раз то и отвечаю за свои слова. А правда она всегда болезненно переносится. Кто к правде готов, тот её услышит и переварит. А кто не готов переварить, тот отвернётся и начнёт смотреть в другую сторону. Природа всех сама бережёт и обо всех заботится. Если у вас доверие к миру нарушено (а вы в этом не одна, другие просто об этом молчат и к психологам не ходят, на это нужна смелость), то доверие восстанавливается. И восстанавливается (точнее открывается заново) как раз через методы духовно-ориентированной психотерапии. К духовно-ориентированной психотерапии можно отнести экзистенциальный анализ, трансцендентный анализ, юнгианский анализ (в руках мастера), дзен-психоанализ и синтетические подходы, вбирающие в себя методологию и опыт разных школ экзистенциальной психотерапии и не-директивных прогрессивных духовных учений востока (Индия, Тибет, Китай, Япония). «Не-директивность» – это когда ничего не предлагается принимать на веру, а предлагается разглядеть самим через факты в своей жизни, принять или отбросить.
Кто будет нести ответственность за слова, сказанные о вреде антидепрессантов? Всё просто. За правду несут ответственность те, кто говорит не правду.
Кто вас уверял, что лекарства помогут - с них и спрашивайте.
Мне (и никому из специалистов, кого я знаю) не встречался ни один пациент, который бы «очаровался» антидепрессантами. Это в принципе не возможно (возможно лишь на некоторое время). «Разочарованные» – приходят часто.
Сами психиатры знают о побочных эффектах антидепрессантов. Все лекарства имеют побочные эффекты. Это правда жизни, хотим ли мы её принимать или нет. На западе прогрессивные врачи-психотерапевты и психиатры переходят на рельсы психоаналитических теорий в объяснении феноменов психической реальности, которая имеет сильную власть над материей. В психоанализе хорошо проструктурировано понимание психосоматических явлений, но даны объяснения, во многих местах противоречащие объяснениям медиков, психиатров. Поэтому такое присутствует незримое противоборство врачей-психотерапевтов, психиатров старой закалки и психологов психоаналитически-ориентированных.
Психоаналитическое (и школ глубинной психологии) объяснение отношения к проблемам, симптомам и болезням было представлено в моём обзоре (первом ответе) на простом доступном обычному пониманию человеку языке. Также в тексте ответа были ссылки на статьи, которые глубже и с разных сторон объясняют некоторые факты, о которых не все знают (или не пробовали посмотреть таким способом, который предлагается). Не возможно вместиться в пару-тройку фраз и в этом моя ответственность. Если я что-то утверждаю, я это и доказываю (настолько, насколько это возможно или мне по силам).
Там по ссылкам было рассказано и об антидепрессантах. Кому надо и кого этот вопрос действительно волнует, они бы это и прочитали, разобрались глубже и сняли тревогу. А тот, кто верит в лекарства как инфантильный ребёнок, который всё ещё нуждается в кормлении, питании и любви со стороны взрослых (авторитетов, врачей), тот и продолжит верить. Ничто ему не помешает верить. Всё хорошее и плохое (как «горькое лекарство») приходит обязательно и в своё время.
Запретом на ссылки и самой формулировкой причин запрета (намёк на корыстные помыслы, в виде формулировки «реклама центра») подрывается авторитет самого материала.
Ссылки был вынужден закрыть модератор, согласно схеме правил по чьей-то жалобе («стучать» - это не профессионально!) и по основанию, что они ведут на коммерческий сайт (сайт Ассоциации глубинной психологии, профессиональной психотерапии и психоанализа ЛИЛА). На самом деле любой психологический сайт коммерческий. Всегда среди обилия психологических статей, благотворительных проектов, обучающих программ, будут и предложения коммерческие, а как по-другому? Государство не платит деньги за благотворительную и просветительскую деятельность. За объединение в одно целое независимых специалистов (Ассоциация), тоже денег никто не платит. Любой сайт коммерческий – это стало нормой жизни. Главное, что в конце тех статей, на которые вели ссылки, не было никаких рекламных предложений о помощи за вознаграждение.
По поводу вреда от ссылок на сторонние ресурсы для других специалистов на психологическом форуме, следует понимать, что у каждого психолога свои клиенты. Конкуренция – это во многом иллюзия. И это не только вопрос веры.
Всё очень относительно, неоднозначно и во многом таинственно, чем и интересно. Можно своё погружение в психологию, сделать интересным приключением в волшебство и магию жизни. Но можно и считать себя больным и играть в больницу. Всегда найдутся желающие поиграть во врача и пациента. Но благоразумно знать и о других сторонах жизни, и о других способах описания жизни и реальности.
Например, если психолог известный, к нему приходит много клиентов, то это может быть по причине не того, что психолог является мастером (хотя и так бывает), а по причине того, что у психолога у самого много проблем и ему интересно их решать. Есть в наличии много энергии на решение того, что и решать не требуется, если понять что-то важное про себя. Чтобы психолог быстрее это понял, к нему жизнь посылает большое количество клиентов с одними и теми же проблемами, или на одну, и туже тему. (Потом психолог может сказать, что он имеет специализацию).
Есть хорошая книга «Обучение у пациента» психоаналитика Патрика Кейсмента. Она будет интересна, чтобы погрузиться в магическое измерение психоанализа. Жизнь магична и мистична, чем и красива, по своей природе.
Для сравнения, погрузитесь в клиническую картину мира, в книги психиатров и врачей-психотерапевтов, психиатров-психотерапевтов (например, М. Е. Бурно). Клинически смотреть на мир – это тоже часть наших возможностей и выбор человека, что ему ближе. Поэтому кто-то играет в больницу, в лекарства, во что-то ещё. Что плохого в том, чтобы играть, если это по душе? Жизнь потому и называют игрой, что счастлив в ней тот, кто просто делает творчески то, что ему по душе.
Но не всем клинический подход близок и далеко не всем он помогает (как и любой другой подход). Более того, не следует утверждать, что «психиатр эффективен именно в решении клинических вопросов». Очень хитро, сначала проблему определить как клиническую (исходя из клинического взгляда на мир, который отличается от глубинного психологического), а потом утверждать, что клинические вопросы решает лучше клиницист!
Есть психологическая психотерапия (директивная и не-директивная). Есть психология (глубинная, не-глубинная и клиническая, которая относится к не-глубинной психологии). Есть психоанализ (разные его школы). Психоанализ очень не обычен и его лучше рассматривать, как некое отдельное от психотерапии явление (метод), хотя он одновременно не может не являться одним из видов психологической не-директивной психотерапии и относится к глубинной психологии. И есть клиническая психотерапия, которая относится к директивной психотерапии, но пытается быть чем-то отдельным от всего и лучшим из всего. Эта тенденция похожа на отделённость психоанализа от всего многообразия психотерапевтических школ.
Психиатрия (на базе школы которой функционирует клиническая психотерапия) и психоанализ – это два монстра, которые не могут никак пока ни слиться, ни поглотить друг друга. На деле, если углубляться в психоаналитические учения и сравнивать их с психиатрическими учениями, то более глубок и прогрессивен психоанализ. Это факт, понимаемый при погружении в вопрос или при прохождении личного анализа.
Есть ещё и духовные учения. Это тоже способ смотреть на мир и, возможно, наиболее прогрессивный и действительно «эффективный» из всех других способов смотреть на мир, на себя и на свою неразрывную связь с миром. Эффективен, так как решает главные вопросы - вопрос счастья (а все люди к нему стремятся) и вопрос смерти (как правильно к ней относиться и понимать).
Но он (духовный путь познания себя и мира) далеко не для каждого. Нужно определённая зрелость, опыт разочарований в жизни людей (людей, всё время думающих только о себе и сами же и страдающие от этого), желание познать истину (или любовь, секрет счастья) и невозможность не видеть правды. О какой правде идёт речь? Будда вышел как-то из дворца (имея всё, о чём мог бы пожелать) и увидел феномены, которые не решаются через материальное измерение жизни (и не решаются они и через клиническую картину мира, и через те школы психоанализа, в которых не разработана духовная составляющая). Будда увидел правду. Есть смерть и она ждёт каждого. Есть люди, которые работают не покладая рук и с трудом зарабатывают на кусок хлеба. То есть существует страдание других людей, не чувствовать которое не возможно, если жить и, даже, если иметь возможность жить только для себя. И есть больные страшными неизлечимыми болезнями (калеки и прочее очевидно неизлечимое) – им то, как быть? И как жить рядом с этим? Будда пошёл искать выход. А когда его отец просил вернуться, сказав, что исполнит любое его желание и разрешит любую проблему, то Будда ответил ему: «Ты можешь разрешить проблему смерти?» Тогда отец оставил его в покое.
Выход Будда нашёл. И таких будд было много (по всему миру). Их и называют «духовными мастерами». Пока Будда искал выход, он выступал в роли «духовного учителя». Духовный учитель – это «ищущий истину» или разъясняющий духовные знания, учения, т. е. человек, который учит тех, кто к нему приходит, но сам ещё не является пока мастером. Примером для понимания, о чём идёт речь (разница между учителем и мастером), может служить путь (в раскрытии мастерства) суфийского учёного Аль Газали. А также истории жизни других мастеров (традиции дзен, тибетского буддизма, кашмирского шиваизма, адвайты и нео-адвайты, суфиев).
Духовный мастер – это мастер жизни. Есть мастерство в профессии, и есть мастерство в жизни. Принцип и там, и там - один и тот же. Отражением этого принципа является понятие «человек, работающий на своём месте», «реализованный в профессии человек». Это когда, например, реального хирурга спрашивали: «Вы, как и где отдыхаете?» А он отвечает: «Я отдыхаю в операционной». На таких людях, работающих на своём месте, медицина (и всё остальное в социуме) только и держится как на опорах. Если психиатр отдыхает со своими пациентами, то какой бы не была несовершенной его теория или техника, он любит своих пациентов, а это необходимое условие для шансов к исцелению. А также необходимое условие для научных открытий, которые могут с ним произойти ("случиться").
Духовного мастера иначе называют «реализованным мастером» (или «просветлённым»). Мастер реализован не только в профессии, а во всей жизни. Он отдыхает в жизни, наслаждаясь ею. А у приведённого в пример хирурга или психиатра, например, ещё могут оставаться проблемы в семье, т. е. остаётся не реализованность в жизни. Можно быть мастером в профессии, но не быть мастером в жизни. В этом универсальность духовных мастеров. Поэтому рядом с ними живут другие люди, чтобы убедиться и понять как такое возможно, что человек счастлив, не смотря ни на что, и ничто его не затрагивает. Так, например, духовный мастер Рамана Махарши болел раком и при этом был счастлив. Люди жили рядом с ним и заражались его пониманием и отношением к жизни.
Для того и рассказывается подробно о духовности, и о духовных мастерах как о специалистах в области психологии, здоровья и счастья, что учитывается момент о том, что разные люди могут это прочесть (например, о депрессиях и об антидепрессантах). И среди них могут быть и такие люди, которые разочаровались (или близки к разочарованию) в антидепрессантах и в медицинском подходе к разрешению проблем и болезней. Могут быть и разочарованные в психологах и психологии, в психоанализе и в духовно-ориентированной психотерапии. В том ответственность и состоит, что предлагаются для информации сразу все возможные варианты решения проблем и болезней. И не прячется ни один из них, ни от кого правда не скрывается. И если кому-то очень тяжело и ничто уже не помогает, то всегда остаётся доступной сфера духовности, о которой мало кто рассказывает (но при этом в сознании уже посеяны искажённые представления). В этом и состоит ответственность специалиста, а именно в отсутствии корыстной заинтересованности привлечь клиента именно к себе.
Чтобы погрузиться в измерение духовных мастеров и в их понимание жизни, можно посмотреть два фильма – «Остров» с Петром Мамоновым в гл. роли (западный христианский мастер) и «Баба Азиз» (восточный суфийский мастер).
Мир, в котором мы живём очень не прост и очень таинственен. В нём всё бывает и всё случается. И лучше расширять картину мира, не ограничивая себя только одним взглядом на вещи, иначе это рано или поздно нас (любого человека) подведёт. Если человек за что-то цепляется, просто веря, – это его рано или поздно утянет на дно. Мы свободные живые существа, которые познают свою свободу через непривязанность. Привязанность может быть к тому, на что мы в жизни опираемся и не подвергаем сомнению, закостенели. И это незаметно нас начинает стягиваться внутренним напряжением, убирая краски от жизни и вкус самой жизни. Опорами могут быть: отношения или поиск отношений, любовные зависимости и любые зависимости, родители, уютное гнездо, преданность профессии или рабочему месту, которое давно следовало оставить позади. Нет течения вместе с жизнью, - нет и радости от жизни. Нет ощущения жизни в унисон с самой жизнью, - есть выпадение из такта с ней (внутренняя гармония затухает).
Незнание законов жизни не освобождает от страдания, но может его отсрочить (на время).
Вернёмся к разговору об антидепрессантах. Продолжение следует: Глава II. Разница между психологом, психотерапевтом, психиатром. О вреде антидепрессантов (и антипсихотиков), о врачебной психотерапии и психоанализе и о личностной зрелости
© Потеенко Ю. В. автор форумологии (и форума интроверсий) - анонимного разбора случаев, ситуаций и актуальных тем методом психотерапевтического письма. Ведущий благотворительной программы (фонда) для интровертов "Лекарство для интровертов"
® Ассоциация глубинной психологии, профессиональной психотерапии и психоанализа, открытое пространство: Lila-centr.ru
В оформлении материала статьи задействованы фотографии из галереи "Сердце городской жизни", "Хроники безмолвия на дорогах жизни" (ссылки на экспозиции - раздел "Мистика реальности")
Источник: http://lila-centr.ru/publ/ |