Глава 3. К кому лучше обратиться (и почему) – к психологу, к семейному психологу, к психотерапевту, к психиатру? Завершающий этюд о разнице между специалистами помогающих профессий (врачом-психотерапевтом и психологом-психотерапевтом, психиатром, клиническим психологом и глубинным психологом, не-директивным психотерапевтом и др.). Природный баланс
"Направляй того, кто смотрит в твои глаза изнутри,
и тогда сумеешь понять, что ищет в твоём взгляде тот, кто заглядывает снаружи"
(Бронислав Виногродский)
К кому лучше обратиться и почему - к психологу, психотерапевту или психиатру? Вопрос частый, но обычно не серьёзно разобранный в статьях, распространённых в интернете. А разобраться следует! И разобраться следует глубоко и детально, и лучше на конкретном примере (как это и было сделано на примере депрессии, начиная с части 1 и далее части 2). Разобраться следует, что такое психотерапия? И какие подходы используются означенными специалистами?
Причём, специалистами, которых на самом деле не три основных (психолог, психотерапевт, психиатр), а больше.
Это - психоаналитик, клинический психолог, обычный психолог, глубинный психолог, семейный психолог (глубинный и не-глубинный), семейный психотерапевт (директивный и не-директивный), психотерапевт медицинский, то есть врач, специалист, опирающийся на старую классическую клиническую медицинскую теорию об устройстве психики.
Это и - психотерапевт психологический, специалист-психолог с клиническим (или без клинического) образованием, опирающийся на другие не медицинские, а психологические или психоаналитические теории об устройстве психики. Эти другие теории могли бы стать медицинскими, если бы их приняло медицинское сообщество. Медицинское сообщество – это не организация, а врачи на местах, которые не хотят менять или существенно развивать те теории, которые преподаются и преподносятся в медицинских вузах как основные. Так удобнее, привычнее и надёжнее само по себе, когда ничего не меняется (из-за страха перемен и реформ). И плюс к этому, существуют сильные узы медиков с государственными чиновниками, с коммерсантами, заинтересованными в прибыли, получаемой от продажи лекарств, которые по теориям психологов (и особенно психоаналитиков) опасны и нужны лишь в крайних случаях, так как могут являться лишь временными костылями.
Психотерапия (психологический словарь, Зинченко В. П. и др.) – это лечение человека с помощью психологических средств воздействия.
Как мы уже разбирали подробно в первых двух частях - психотерапия (и не важно, семейная она или личностная, духовная или клиническая медицинская, психологическая или психоаналитическая) делится на директивную и не-директивную. И понимание разницы - существенно, так как напрямую касается и результата и самого процесса психотерапии, что мы и отразили с разных сторон по ходу повествования. Врачебная психотерапия сегодняшних дней – это директивная психотерапия, слабо использующая знания и достижения психоанализа как одной из психологических теорий, которая увязывается с большой и малой психиатрией и могла бы обогатить и развить клиническую психологию, психотерапию и психиатрию.
Но в ближайшие 50 -100 лет (или более) это вряд ли случится и поэтому каждый отдельный человек, испытывающий потребность в понимании себя или интерес в разрешении болезненных симптомов, состояний и проблем, должен сам разобраться, что ему в его конкретном случае лучше подходит (или ближе), заслушав, так сказать, все стороны. Первые две части были посвящены раскрытию фактов (не очень приятных фактов) о врачебной психотерапии (и о её подходе к разрешению больших и малых проблем, связанных со здоровьем тела, его органов, психики и личности человека). И были посвящены психологической психотерапии (малоизвестным, в том числе, позитивным фактам), включая описание сути психоаналитического и не-директивного глубинного подхода в психологии и психотерапии и описание сути духовно-ориентированного подхода и духовной психотерапии самого высокого уровня (целостный взгляд на духовное измерение жизни вне религиозных конфессий, но и не противореча им на глубинном уровне).
Чтобы безупречным образом, не предав факты реальности, завершить обзор [о различиях между психологом, глубинным психологом, психологом-психотерапевтом (директивным и не-директивным), клиническим психологом, врачом-психотерапевтом, психиатром, психоаналитиком и другими специалистами, применяющими психотерапию, включая духовных мастеров: см. часть 1, часть 2 (глава 1, глава 2)] следует на наш взгляд постараться уравновесить отношение к врачам-психотерапевтам чем-то позитивным о них.
Потому что может сложиться впечатление, что врачи-психотерапевты и психиатры не нужны в природе? А это не правда, так как в природе они существовали и существуют. Тогда тоже можно сказать и про психологов: а зачем они нужны? Такое, например, может сказать врач-психотерапевт (не верящий в бессознательное) или духовно-ориентированный человек, верящий в Бога. Психологи нужны, если есть в природе человека бессознательное (сфера бессознательного). Кто будет расшифровывать язык бессознательного? Кто будет гармонизировать разные сферы (или «тела»), из которых состоит человек? На то есть специально обученные люди. Кто-то - универсален, а кто-то - хорош в чём-то своём одном.
Более того, если начать утверждать, что кто-то не нужен или что-то не нужно в нашей жизни, то жизнь так повернётся к нам, что нам придётся увидеть обратное. Так устроены тонкие законы жизни, интуитивно понимаемые многими.
Среди врачей-психотерапевтов есть и те, кто работает на своём месте, любит свою работу, людей и своих пациентов. Конечно, некоторые врачи стали переучиваться и пересматривать свои теории, точнее свою преданность теориям, расширяя и обогащая их в своей практике подходами глубинной психологии и психодинамической психотерапии (психоанализ, привнесённый в практику специалистов других школ, называется «психоаналитически-ориентированной психотерапией» или «психодинамической психотерапией», в зависимости от степени и качества перенесения).
Конечно, такие специалисты как врачи-психотерапевты и психиатры, которые остаются преданы своим классическим медицинским теориям, - тоже нужны. Нужны если не природе (так как их теории сильно оторваны от природы, с точки зрения глубинной психологии), так социуму очевидным образом нужны. Потому что это, как говориться, «меньшее из двух зол», подобно «христианству для масс», когда теории о не совершении грехов, заповеди как закон («ни шагу вправо, ни шагу влево») нужны, чтобы люди не превратились в диких животных, когда нет моральных законов и ориентиров к добру, свету и любви, идущих изнутри.
Есть животная часть в человеке, и когда она начинает брать власть (а другие части на время отводятся на второй план), то не миновать беды.
Что имеется в виду под разными частями в человеке? Человеческое существо потому и сложное, что состоит как, словно, из одежд, из тел (или может рассматриваться в разных измерениях). Поэтому, условно, можно сказать, что человеческое существо наделено телами как слоями, оболочками или разными измерениями. Есть тело физическое (и его потребности), есть тело эмоциональное, есть тело ментальное, тело личности (или образ себя), тело сновидений, тело бессознательного, тело бессознательного рода, тело коллективного бессознательного, ряд ещё тел, которые мало кому доступны (не всем доступны для внимания сознания), и, наконец, тело Сознания (измерение души).
Каждое тело (или измерение человеческого существования) требует удовлетворения своих потребностей.
Так, например, тело хочет отдыхать, вкусно есть, получать сексуальные удовольствия, телесный комфорт.
Эмоциональное тело уже более настроено не более тонкие вибрации гармоничной музыки, окружающей красоты.
Интеллектуальные радости - для людей размышляющих, читающих, рефлексирующих.
Более высокие уровни удовольствия доступны еще меньшему количеству людей, так как они касаются удовольствия от творчества, для которого нужна смелость сделать что-то по-своему, выходя за пределы дозволенного и общепринятого.
Поэтому большинство людей живёт в хаосе, в полифонии голосов потребностей разных тел, разрывающих на части и не дающих покоя на душе. У таких людей всегда проблемы с выбором.
Лишь голос измерения души «монотеистичен» и неэгоистичен (ничего не ожидает взамен подобно самой природе, все объединяет одновременно), целостен и закрывает потребности всех других тел. Такой голос души учитывает потребности всех тел и тел других людей и находит такие решения, которые во благо всем, без последующего разочарования и мук совести за причиненную боль другому).
Голос души закрывает и гармонизирует другие тела, если он осознаётся (то есть различается среди других голосов других тел). По-другому, голос души называют «голосом сердца» (зовом сердца, зовом свободы). Разумеется, это не какой-то голос конкретный, это лишь способ замечать, чувствовать и воспринимать тонкие вещи.
«Другим я могу сказать, что это слухи,
Но что я отвечу своему сердцу?»
(японские стихи)
И эти тонкие вещи понимают не все люди и даже те, которые понимают и среди них случаются срывы, когда например ментальное тело (тело ума, разум, интеллект, ум как инструмент) выбивает по психологическим причинам так сильно, что нет сил духа (или сознания), нет реально ресурса понимать, осознавать и исследовать себя, а есть срочное непреодолимой силы желание избавиться от проблемы без самостоятельной работы над собой, а переложив ответственность с себя на врача, чтобы он всё делал, всё решал и за всё отвечал.
Это подобно тому, как может не быть ресурса развивать другие свои тела у человека, сильно зависящего от потребностей физического тела, человека умеющего извлекать только физическую форму удовольствия от жизни и не любящего противостоять общепринятому, социально-одобряемому, противостоять чему-либо внутри себя, отстаивать свой взгляд на вещи, бороться за идею (интеллектуальное удовольствие).
В человеке также может быть не развита творческая форма удовольствия, которая, словно по вертикали помогает прорывать программы, работающие в горизонтальной плоскости у человека.
Программы, переданные или сформированные с детства, заставляют человека жить на автомате, как био-робот, в одной плоскости, в плоскости известного. Когда человека выбивает из программы или плохо начинает работать ментальное тело, то люди просто хотят получить медицинское обслуживание, как машины, и вернуться в строй, чтобы продолжить движение к своим прежним целям или вернуться в прежнюю колею жить по программе.
И тогда таким людям сколько угодно можно объяснять о том, что сначала надо понять как они устроены, чтобы понять по каким психологическим причинам произошёл сбой программы, и что это обязательно надо сделать, а иначе будет снова сбой, но им это не интересно, так как они верят в свои представления о жизни, подтверждённые их программами, которые просто дали сбой, но доктор их пролечит и они снова засверкают прежними красками, всё будет как прежде.
Для таких людей (инфантильных, зависимых, не готовых к личностной зрелости и др.) врачи являются важной и необходимой составляющей мира. И таким людям действительно пока могут помочь только врачи, прописав лекарства (антидепрессанты и прочее), так как они пока не понимают важности идти вглубь себя (для нахождения собственного источника энергии, силы и любви), для них пока мир ограничен и они ищут внешние опоры (в данном случае это таблетки, а могут быть алкоголь, наркотик, сигареты, еда, виртуальная жизнь в интернете, любовная зависимость и др.). И таких людей называют «спящими» (живущими по программам, на автопилоте своих неосознаваемых программ и установок). Возможно, что таким людям пока и нужно спать и чтобы лучше спалось, нужны врачи, как специалисты, которые будут отвечать за их сон, будут отвечать вместо спящих за проблемы спящих. Врач берёт на себя ответственность за своего спящего пациента. И если обоих это устраивает, то нет проблем. Кажется, что их нет, в этом и заключается природа сна, когда что-то кажется как реальное.
© Потеенко Ю. В. автор форумологии (и форума интроверсий) - анонимного разбора случаев, ситуаций и актуальных тем методом психотерапевтического письма. Ведущий благотворительной программы (фонда) для интровертов "Лекарство для интровертов"
® Ассоциация глубинной психологии, профессиональной психотерапии и психоанализа - открытое пространство: Lila-centr.ru
В оформлении материала статьи задействованы картины из галереи "Хроники безмолвия на дорогах жизни" и "Баланс" (ссылки на экспозиции - раздел "Мистика реальности")
Источник: http://lila-centr.ru/publ/ |