Где-то в интернете:
"Наткнулась в просторах интернета на такой вот конструкт как «аффективная мстительность», который играет роль в развитии психосоматических расстройств.
Мне не совсем понятно, что имеется в виду и какие механизмы лежат в основе этого конструкта и чем он проявляется?"
Статья-обзор
(в виде ответа автору вопроса)
О проблемах и причинах психосоматики (соматизации, психосоматических расстройств), о бессознательном чувстве вины, о самонаказании, комплексе жертвы, о трансгенеративной передаче непроработанного горя по роду, о депрессии, мании и гиперактивности.
Часть 1
Вообще сама по себе тема психосоматики (соматизации) очень интересна и можно заходить к ней с разных сторон.
«Аффективная мстительность» – это, наверное (или так можно на это посмотреть), вид бессознательного отыгрывания «негативной» (сырой и непереработанной) энергии во вне (или во внутрь). Проявляется в виде мыслей или действий негатива и агрессии по отношению к людям (или другим объектам), в том числе и по отношению к себе. Например, человек может вовлечься бессознательно во что-то, что принесёт ему боль. Это выглядит как самонаказание. Самонаказание снимает бессознательное чувство вины. Причинять боль другим людям – это может происходить как вариант компенсации собственной боли (и возможной будущей соматизации при неудачной попытке справиться с этой болью при попытке на неё посмотреть более конструктивно, то есть через осознание и интеграцию). Так это связано с соматизацией (психосоматическими расстройствами). Причинение боли другим также происходит и в силу незрелости личности. Когда человек не способен чувствовать боль других людей как свою собственную. Таких людей называют инфантильной личностью.
Теперь рассмотрим связь самонаказания (аффективной мстительности по отношению к себе) и психосоматических заболеваний.
Самонаказание снимает бессознательное чувство вины, но на время, поэтому лучшее самонаказание – это привлечь тяжёлую болезнь. Привлечь тяжёлую болезнь (это и есть вариант соматизации) – означает зацепиться за болезнь. Болезни присущи миру людей и ничего не стоит найти себе болезнь. В основе формирования бессознательного чувства вины лежат ранние детские фрустрации. Это может быть недостаток внимания родителей, нахождение внимание матери в собственной депрессии или в отношениях (конфликтах) с мужем, желание ребёнка другого пола, нежеланный в принципе ребёнок и многое другое, из-за чего ребёнок сделал вывод, что мир не справедлив к нему, а значит он (ребёнок) какой-то не такой, не правильный. В следствии возникает чувство вины, которое со временем становится бессознательным (уходит из сектора внимания, но становится чем-то мучающим изнутри). Когда бессознательное чувство вины всплывает из подвала бессознательного (а при столкновениях с жизнью и с людьми – это неизбежно или надо изолироваться от людей, что некоторые и делают, но у них начинаются другие проблемы), то требуется срочное его успокоение в виде обычно самонаказания или, возможно, наказания других (отыгрывания) при разных вариантах патологии. Возможен вариант наказания других, чтобы наказали тебя (вариант преступника).
Это всё описанное можно назвать местью или аффективной мстительностью, то есть мгновенной мстительностью. И действительно чувство вины всегда требует по отношению к себе скорейшего разрешения, так как по своей структуре невыносимо к долгому удержанию в сознание в виде простого наблюдения за фактом существования чувства вины в себе. Но один из методов в работе с бессознательным чувством вины и заключается – в простом свидетельствование её наличия в сознании (при всплывании из бессознательного в предсознательное) и растворении самой силой наблюдения за тканью чувствии вины. Но этот метод подходит не для всех и требует предварительной проработанности с психологом-психотерапевтом или психоаналитиком.
Теперь перейдём к тому, как это самонаказание или отыгрывание агрессии на других связано с соматизацией на схеме работы психического аппарата любого человека. Всё очень просто. Дело в том, что психика справляется с неизвестностью, со стрессом, с тем, что её беспокоит (т. е. беспокоит личность человека): 1) через процесс ментализации (переработки посредством осознанности и самоанализа); 2) через поведенческий путь и действия, acting (фитнес, гиперактивность, отыгрывание в виде причинения вреда людям, бессознательная «эвакуация» в других людей своего негатива, эйфория, мания, белая мания, навязчивое повторение и др.); 3) через соматический путь и 4) через психотический путь.
Соответственно убрав активность в виде какой-то привычки или зависимости, убрав «аффективную мстительность» можно пожать плод соматизации. Так, часто убирая специально что-то одно, врачи-психотерапевты сталкиваются с тем, что приходит что-то другое на освободившееся место. Также и неопытные психологи-психотерапевты или психологи, тоже могут столкнуться с резкой соматизацией клиента, поработав с клиентом без учёта наличия в нём его возможной «соматической части» (то есть склонности к соматизации, к соматическому пути реагирования у одной из неосознаваемых субличностей в человеке).
«Соматическая часть» или правильнее говорить «оператуарная часть» может быть в комплекте у любого человека. Оператуарная часть или соматическая часть (субличность) имеет определённую природу возникновения. И отслеживается возможность её наличия по ряду признаков, включая и изучение самой истории детства пациента.
В человеке много частей. Это может быть и невротическая часть и депрессивная часть и психотическая часть в том числе. Все люди полноценно укомплектованы природой. Полноценно в том смысле, что одно балансирует другое. Поэтому опасно работать с пациентами директивными методами и методами не-глубинной психологии. Баланс может поехать в непредсказуемую сторону. Также в человеке есть и травматическая часть. Которая тоже требует внимания к себе, потому что может выйти на поверхность, когда что-то убирается или меняется внутри. И травматическая часть очень похожа на работу бессознательного чувства вины.
Травматическая часть в человеке, стремясь к своему завершению, то есть к проработке и интеграции (извлечению и излечению), втягивает человека в жизненные ситуации, где можно оживить этот травматический опыт, чтобы прожить его по новому, то есть уже с позиции победителя, а не жертвы (что часто не реально, является иллюзией, которую надо принять и отгоревать как поражение). Это не принятие может сформировать в судьбе человеку долгий период жизни, когда человек навязчиво что-то словно повторяет изо дня в день, из года в год. Также и бессознательное чувство вины требует себя обнаружить. Это хорошо понятно на примере некоторых преступников, которые чувствуют себя виновными не потому что совершают преступления, а потому что хотят почувствовать своё изначальное чувство вины и путём преступления выводят его на сознательный уровень. То есть их мучает что-то внутри (бессознательное чувство вины) и чтобы снять это мучение они становятся осознано виноватыми. Теперь ими обретается некое подобие понимания себя или баланс, который их устраивает, не лишая уверенности в себе. Порой уверенность в себе для людей становится ценнее осознания себя. Уверенность в себе становится компенсацией отсутствия удовлетворённости от жизни. Удовлетворённости, которая возможна именно через признание своей неуверенности в себе (таково начало пути в себя – признание собственной уязвимости).
Также есть и архаическая часть или, по другому говоря, механизм трансгенерачионной передачи. Это когда что-то не проработанное в роду (у родственников живых или умерших) передается другому доступному члену семейной системы. И это как раз может быть человек с бессознательным чувством вины, которому необходимо осознавать вину и отрабатывать, а для этого требуется брать на себя грехи и недоработки других людей. Когда это касается близких родственников, а не чужих людей, то механизм взятия на себя чужого бремени срабатывает быстро, мстительно и неотвратимо.
Часть 2
Возвращаясь к существу вашего вопроса, стоит отметить, что наверное, вам было лучше спрашивать у автора статьи, у которого вы нашли это понятие или тему которая вас заинтересовала. Нет единой школы психологии. Следует понимать, что каждая школа один и тот же феномен может и называть по разному и объяснять по своему. И каждый психолог или психолог-психотерапевт пытается синтезировать подходы, чтобы найти истину, которая закроет все его вопросы. Далее тот, кто стремится к знанию приходит со временем к важности не-знания. Когда человека оставляют желания понять что-либо (если до этого такие желания были), то часто знание само приходит к нему, словно начинает жить внутри. Человек становится источником знаний. И вот уже рождается новая теория через такого человека (если у него остаётся интерес этим делиться).
У вас, что за интерес? Зачем вам всё это изучать? Или если вы интересуетесь чем-то одним, то из-за чего вы это делаете? Порой лучше заходить не со стороны ответа на свой вопрос, а со стороны возможности нажать на паузу и посмотреть откуда возникает сам вопрос?
Если вас интересует больше тема самой психосоматики, то лучше заходить к ней с другой стороны.
Более глубже в развитии соматизации (соматического пути психики справляться с чем-то и вообще в закладывании самой соматической части в личности) лежит обычно другая причинность, другой конструкт. Это «не проработанное горе». От него может идти и мстительность в виде бессознательных неконтролируемых аффектов.
В развитии психосоматических расстройств играет роль не проработанное горе. Под не проработанным (непереработанным) горем понимаются не пережитые потери. К потерям относится смерть или уход близких, не исполнение желаемого и т. п. То есть фрустрации отбиранием опор на объекты. Объекты - в виде людей, желаний, идей. Например, опора на конструкт – это опора на объект в виде идеи или представления. Есть, можно так сказать, - чёрные потери (то есть утраты того, что было). И есть белые потери – это когда идёт горевание по тому, что никогда не случится (должно было случиться, так как у большинства обычно случается, но у вас, например, никогда уже не будет). Это если осознаётся и переживается как утрата навсегда, то работа горя сделана (во всяком случае начата, хотя может быть и чем-то прервана).
Горе – это утрата не только того, что было, но и утрата того, что никогда не было. Горе, которое не погружает в горе, ведёт к соматизации или закладыванию фундамента соматической части личности. Не прожитое горе – это то что прошло незаметно для сознания, не отгоревалось как реальная утрата на уровне чувств (по ряду причин, которые изучаются с психологом-психотерапевтом или психоаналитиком, и как варианты таких причин – это может быть расщепление или сложности с идентификацией с кем-нибудь из родителей).
Чем это (неоплаканное горе) чревато для сознательной жизни? Возьмём гиперактивность или манию, которые указывают не только на депрессию. Эти феномены говорят о не проработанном горе. И следствием будет (уже является) сама депрессия, может быть также соматизация и могут быть поведенческие расстройства. Также сама гиперактивность без мании как таковой (т. е. без эйфории, что всё хорошо, мир прекрасен, я прекрасен и полон новых идей) может указывать на так называемую белую манию, которая является защитой от фазы эйфории при депрессии. Защитой потому что, будет и фаза спада настроение и как следствие можно соприкоснуться с музыкой похорон, с неоплаканными потерями. И чтобы этой встречи с болью избежать возникает белая мания, то есть гиперактивность без особого подъёма. Обычно это проявляется у людей в ощущение не возможности посидеть без дела, невозможности побыть одному (пожить одному не убегая в построение отношений), невозможности наслаждаться ничего не деланием и тишиной (отсутствием активности).
Таких людей часто подрывает что-то делать или искать (деньги, власть, отношения, любовь, и т. п.). За этой гиперактивностью, которою пропитано наше общество (и другие общества западных стран), скрывается белое или чёрное непроработанное горе (разные виды потерь). Большинство людей готовы работать по 8 часов в день, лишь бы не сидеть без дела и не идти вглубь себя. Люди не видят необходимости в посещении психологов. Но потом зато сразу идут к врачам (за лекарствами от депрессии, навязчивостей, окр, фобий, гтр, панических атак, всд и т. д..). И верят, что лекарства им помогут? Помогут посмотреть вглубь себя и встретиться с горем утрат, с болью потерь, чтобы их прожить до конца или осознать и интегрировать?
Отсюда очевидно, что лекарство – это временная отсрочка поражения в излечении таким путём. Когда встреча с погружением внутрь себя бессознательно откладывается на потом. Это потом обычно так и не наступает, но приходит смерть и хоронит не проработанное горе в информационно-энергетические поля семейной системы (ни что никуда не исчезает). Пока не родится новый человек с бессознательным чувством вины и не подхватит ношу на свои плечи, где и так груза обычно уже хватает. Так игнорируется экология других членов семейной системы.
Художник Андрей Неганов из цикла картин в стиле Funeral Depression Аrt (ссылка на экспозицию появится позже)
Человек который не посещает психолога или психотерапевта, словно не умывается ни с утра, ни перед сном. Каждый человек по-хорошему должен посещать психолога, если думает о себе и если думает о других не на словах, а на деле. Таковы факты. А иначе и другие люди будут страдать. Так, например, многим выгодно, чтобы люди проводили на работе большую часть времени своей жизни. Многим выгодно чтобы люди стремились к целям и к результатам, не останавливаясь как солдаты. Поэтому наша государственная система (состоящая из людей, отношений, представлений и созависимостей) поощряет медицину, в которой процветает медикаментозный подход к решению проблем. А психолог не имеет права (юридического права) лечить болезни, большинство из которых (а по факту, если углубиться, - то все) имеют психологические причины возникновения. Некоторые виды психологической причинности соматизации были описаны в данном обзоре, благодаря вашему вопросу. Возможно, это заставит кого-то задуматься и остановиться в погоне за чем-то, чего не достичь иначе как через механизм понимания собственного функционирования.
Прежде чем познавать мир, познай сначала себя, а потом решай проблемы, если они останутся – говорил восточный (индийский) мастер психотерапии Рамана Махарши.
"Музыка мокрых крыш" Чижова Виктория
Тема, как мы видим, интересная и важная, будут вопросы – пишите. Если будет возможность и время, внесу разъяснение добавив по тексту в данный обзор. С уважением, Юрий В. Потеенко.
(vitaminol@list.ru) Тел.: 8(916) 454-34-08 (11:00 – 22:00)
© Потеенко Юрий психолог, психотерапевт, семейный психотерапевт, психоаналитик
Страница специалиста для Москвы
Страница специалиста для Подмосковья, Ногинский район
® Ассоциация глубинной психологии, профессиональной психотерапии, психоанализа и искусства жизни ЛИЛА http://lila-centr.ru
Проводится лечение и психотерапия психосоматики, психоаналитическая психотерапия психосоматических расстройств, психоаналитически-ориентированная психотерапия психосоматических заболеваний, психоанализ и духовно-ориентированный экзистенциальный анализ психосоматики.
А также предлагаются к прохождению личностно-ориентированные курсы уверенности и повышения самооценки на основе глубинной психологии, психоанализа и психотерапевтического подхода к личности в контексте соединения психоанализа с практиками духовного роста в применении их к личности (трансформации и преображению характера). Это направление иногда называют дзен-психоанализ. О курсах уверенности и успешности
Источник: http://lila-centr.ru |