О депрессиях и меланхолии. Лечение депрессии, психотерапия депрессии, психоанализ депрессий
Психотерапия при депрессии, психотерапия депрессивных состояний, психотерапия депрессивных расстройств, психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах, лечение депрессии психотерапией, лечение депрессии когнитивно-поведенческой бихевиоральной психотерапией (об ограничениях), лечение психоанализом (о преимуществах). Лечение депрессии медикаментозно и без лекарств. О вреде антидепрессантов.
О депрессиях и меланхолии
О лечение депрессии, о психотерапии депрессии. Лечение депрессий психоанализом, психоаналитическая психотерапия депрессии и меланхолии.
Депрессии бывают разных видов. Классическая депрессия, с которой работают врачи-психотерапевты, – это чувство вины, чувство я плохой, живущие внутри, но на самом деле являющиеся результатом психологического механизма переворачивания на себя того, что адресовано другому (уходит корнями в родителя): ты плохой, ты виноват. Работа с психологом-психотерапевтом и психоаналитиком ведётся в сторону осознания этого механизма. Врач-психотерапевт ориентирован обычно на старый классический медицинский подход в объяснении психических феноменом и в лечении их. Старый и классический – это означает школу психиатрии (Крепелин, Блейер, школа российской клинической психотерапии), которая не стала развиваться в соединение с психоаналитическими знаниями, что создало буфер ограничений в психотерапевтических методиках директивной психотерапии и не-глубинной психологии (когнитивно-поведенческая психотерапия, бихевиоральная, экзистенциальная психотерапия, эриксоновский и традиционный гипноз, медикаментозное сопровождение).
Мало того врачи-психотерапевты и специалисты помогающих профессий (начиная с психологов и заканчивая целителями и духовными учителями), сталкиваются и с другими видами депрессии, о которых в классическом клиническом подходе нет ни объяснений, ни подходов в лечении психотерапией.
Психоанализ и глубинная психология как наиболее развитые области знания о работе человеческой психики (о функционировании личности и о работе психического аппарата) отмечают существование ещё как минимум трёх ключевых видов депрессии (что является фундаментом для остального). Это «меланхолия» («безобъектная депрессия»), анаклитическая депрессия («дообъектная депрессия»). Или, другими словами, «непроделанная работа горя» при идентификации и попытках идентификации с матерью через механизм инкорпорации, простым языком: меланхолическая депрессия (или меланхолия) и сущностная депрессия (или анаклитическая, эссенциальная). И третий вид - это «депрессия» («объектная депрессия» или «непроделанная работа горя» при интроективной идентификации с матерью»). Всё это (все три разновидности депрессий) простым языком можно назвать недопройденностью правильного (экологичного) психологического отделения (сепарации) от матери. Отделяясь мы теряем, но можем и не отделяться, чтобы не терять (это объектная депрессия). И можем даже, при желании отделиться, не иметь возможности это сделать, так как нет от чего отделяться, поскольку с матерью хорошие отношения в раннем детстве не сложились (это безобъектная депрессия - меланхолия). На почве этих трёх ключевых депрессий живут (растут) и все остальные депрессии, с которыми безуспешно борются врачи (что конечно ни в статьях, ни в интернете врачебный подход сам не признает из-за попадания в ловушку собственного принципа не-навреди). Чтобы не навредить, надо понимать чему может быть нанесён вред. Во-первых, ошибка врачей в том, чтобы в принципе "бороться" (лекарствами, усилением воли, поиском мотивации, поиском целей и смысла), потому что то, с чем мы боремся, оно лишь усиливается и мы становимся рабами того, с чем боролись. А во-вторых, врачи не работают с проблемой сепарации от родителей на таком глубинном уровне, что даже и не связывают возникновение депрессии с этим феноменом отделения от родителем и формирование внутренней опоры (личности). Врачам проще называть такие депрессии беспричинными или эндогенными депрессиями.
Во врачебных теориях (в психиатрии, в клинической психологии) нет рассмотрения ряда важных феноменов, участвующих в формировании фундамента личности (объектные отношения, формирование внутренней опоры (внутреннего объекта) за счёт отношений (идентификаций) с родителями, процесс психологической сепарации (сепарационная тревога и работа горя при сепарации)). На что мы в жизни опираемся, то нас по жизни и ведёт. Если внутренний объект (опора) - это родитель, то мы проживаем не свою жизнь, а родительскую. Также, мы страдаем, потому что это гнёт и горечь - проживать жизнь, не будучи сепарированным от родителей живущих внутри. Рано или поздно человек начинает это, живущее внутри, чувствовать. От этого некоторым удаётся убежать в компенсации и зависимости (привязанности и претензии к другим (видение проблемы в других, а не в себе)). Многие передают этот груз своим детям и следующим поколениям. Врачи потом это назовут генетическими причинами, эндогенными причинами, не психологическими причинами. Хотя это всего лишь феномен использования механизма "трансгенеративной передачи" - трансляции по роду того, с чем члены рода не захотели иметь дело (осознавать и принимать, то есть брать на себя и проживать, чтобы не перекладывать на других, не передавать им через трансгенеративную передачу).
Это виды ранних депрессий (объектная, безобъектная и дообъектная), уходящие корнями в детство, стоят у истоков формирования личности. Это депрессии, ставшие частью личности человека. И могут легко не осознаваться человеком, пока жизнь позволяет убегать в компенсации радости, в поверхностные интересы и удовольствия. И прорабатываются они не лекарствами, а глубинной работой (психотерапией) - психоаналитической, психоанализом или экзистенциальным анализом). Прорабатываются через механизм осознания бессознательного, через принятие, отпускание и через понимание.
Эти виды ранних депрессий есть у всех в том или ином количестве, так как все имеют опыт отделения от матери. И эти виды депрессий выступают как помехи самореализации и получения не поверхностного наслаждения от жизни. Могут выступать как помехи для самоидентификации, влияют на отождествления и формирование образа себя («я»). «Я» (образ себя, представления о себе, личность) сформировано с дырами и с пустотами, заполненными негативом, неоплаканным горем исчезновения опоры на объект (мать), тягостным и безысходным ожиданием отношений любви и попытками реанимации за счёт ткани собственного я того, что никогда не может быть оживлено и останется мёртвым и холодным. Реанимация за счёт ткани "я" создаёт постоянный отток энергии, а при попытке скрыть дыру и компенсировать боль радостью, любая деятельность, выполняющая функцию компенсации, в итоге истощает. В результате такого двойного оттока энергии мы часто наблюдаем эмоциональное выгорание с невозможностью прекратить компенсаторное истощающее занятие, наблюдаем любовные зависимости, которые невозможно прекратить, наблюдаем другие виды зависимости и привязанностей. Одним из видов привязанности часто является претензия к кому либо, борьба в врагами, борьба за идею, преданность цели, стремление к результату. Всё это компенсации той дыры внутри, в которую неосознанно уходит основная часть витальной энергии и осознание которой (пустоты, воронки) сопровождается переживанием душевной боли и переживанием негатива, сопровождающимся чувством вины, сострадания и жалости, смешанных с переживанием догадки, что ничего нельзя изменить. А компенсации дыры внутри подобны попытке утолить жажду морской (солёной) водой.
Непрожитое горе, "непроделанная работа горя" (депрессия в нашем контексте) – это не трансформированные психические компоненты, которые проявлены подобно застывшему камню на сердце, возможно кому в груди (в горле, в «я»), мешающие жить и вдыхать жизнь полной грудью, а сердцу мешающие любить. По сути это не отпущенные отношения с матерью, которые продолжают жить внутри и не осознаваться детально, чтобы понять причинность и отпустить их, прожить весь размер, пройдя всю боль.
Пустоты – это результат меланхолии, суть которой в помещении внутрь себя холодной или отвергающей матери (или отношений с матерью, которые не подходили для данного ребёнка, будучи сильно навязчивыми, возбуждающими, не попадающими в такт потребностям или наоборот отстранёнными, когда например, внимание матери собиралось на проблемах с мужем или на собственной депрессии или меланхолии). Помещение внутрь происходит из-за отождествления с тем, кто рядом, и реализуется за счёт части ткани собственного «я», что делает человека на половину мёртвым. Большая часть либидо отводится (постоянный отток энергии) на оживление холода матери внутри. Но оживление не происходит, так как вместо оживления должно происходить горевание по расставанию. Да и ожившая мать – это уже будет не настоящая реальная мать. Потому что настоящая мать была словно «мёртвая мать». А другая мать, кроме собственной, ребёнку не нужна. Замкнутый круг. Но замкнутый, пока это не осознаётся. Пока не произойдёт отделение от матери (в этом помогает не-директивный психотерапевт или психоаналитик, создавая условия и контейнируя пустоты, негатив, боль). Контейнируя (беря на себя) то, с чем не может справиться человек (клиент, пациент, анализант), психотерапевт учит справляться своего клиента с этим самостоятельно и пройти психологическую сепарацию от родителей до конца. Часто, прежде чем можно будет передать обратно клиенту опыт как справляться, принимать и отделяться, приходится восстанавливать у клиента саму способность это делать. Поэтому процесс психотерапии не быстр. В ключе не-директивного подхода осознать - это позволить всплыть самому на поверхность сознания достаточного количества вытесненного материала для интеграции в "я" для его усиления, для дальнейшей трансформации, переработки и преображения. Гипноз здесь не помощник, так как процесс интеграции, проработки и отделения возможен «на собственных батарейках», а иначе результат если и будет, то не устойчивый во времени, рано или поздно всё вернётся обратно. Поэтому и методы обычных психологов и врачей не помогают в итоге.
По-сути сначала осознаётся меланхолия потом проживается депрессия. Если в жизни человека было мало меланхолии или только депрессия, то и отделение от матери продолжающей жить внутри происходит гораздо быстрее.
Потому что при меланхолии наблюдается феномен (или механизм) «инкорпорации». Можно сказать, что есть два ключевых вида идентификации (отождествления) с матерью: «интроекция» и «инкорпорация».
Ребёнок должен на что-то опираться, на кого-то опираться, с кем-то отождествляться, идентифицироваться. Это просто необходимо (но не до такой степени как это пропагандируется в социуме) - чтобы чувствовать свою отдельность, чтобы чувствовать своё «я», чтобы чувствовать себя делателем, чтобы создавать образ себя для других, чтобы формировать устойчивые представления о себе. Это нужно не для того, чтобы быть счастливым - это нужно для того, чтобы получить прививку противоядия против дальнейшей способности не быть зависимым от других людей. Личность через это вызревает, а затем отбрасывает отождествления как скорлупу. Начинает жить аутентичная личность или душа (то есть начинает спонтанно проявляться, рождаясь изнутри, то что рождается само собой и не предсказуемым, не известным заранее для ума образом). Так живёт здоровая не зависимая личность. Быть не зависимым и свободным - это помимо того, чтобы позволять себе быть творческим, означает также изначально не испытывать нужды. Творчество и спонтанность не могут проявляться на основе нужды, необходимости и целей. Все мы взаимозависимы, но не из нужды, а из естественного желания делиться переживанием счастья и наслаждения от жизни. И заботиться мы можем о других, не для того, чтобы что-то получить, заслужить или просто быть хорошим, а естественным для аутентичной личности (или для души, проявленной через телесно-умственный механизм) образом. Творческий, здоровый и гармоничный человек опирается на Источник безусловной любви (либидо, любидо), лежащий за всем происходящим. Кто-то открывает это как Бога, кто-то как Пустоту, которая вмещает в себя всё, кто-то как Тайну, пронизывающую всё.
Ребёнок идентифицируется с матерью, чтобы формировать «я» и функционировать в социуме (так убеждают, соблазняют его родители, то есть быть чем-то отдельным от Целого, от них самих и искать счастье, которое не нашли сами, так как обычно связывали его с тем, чем оно не является). Даже если ребёнок и «не должен» (не обязан) отделяться от матери, то ребёнок уже по факту находится изначально в симбиозе с матерью и не может на неё не реагировать и не стремиться к психологическому отделению от неё. Поэтому отделяться - это естественно, но культура отделения от родителей в социуме слабо развита, так как оставаться зависимым - это выгодно, поскольку кажется более безопасным вариантом проживания жизни. Но лишь кажется. Со временем человек, не заметным для себя образом, переносит зависимость от матери на других людей (жену, мужа, начальника, ребёнка) и на другие объекты (зависимость от родителей продолжает себя в служение идеи, в преследование цели, в достижение результата, в привязанности и др.).
Интроекция – это вид идентификации, при которой образ матери помещается в себя (в собственное «я») без умерщвления части себя и без оттока части либидо (энергии) в умерщвлённую часть (в отличие от инкорпорации).
Повторное расставание с матерью (после «я-сам» в возрасте примерно 4-х лет и позже), при оставлении матерью своего тела (смерть) или при психологической сепарации для создания своей семьи (отдельное психологически независимое проживание), то есть расставание с человеком (или объектом), с которым были симбиотические отношения, отношения слияния – всё это происходит легче, если отождествление с матерью, если идентификация с матерью была по принципу интроекции. Почему?
Мы легче расходимся с людьми, которых любим и к которым испытываем живые чувства, так как и сами они в ответ или наперёд отвечали любовью, живостью в контакте, были живыми по отношению к нам, а не мёртвыми или враждебными, безразличными или оператуарными (одна лишь схематичная функция мамы).
И тяжелее мы расходимся с людьми, с которыми образовались отношения по механизму инкорпорации. Замечено, что ребёнок привязывается к мало-любящей (недостаточно любящей или реагирующей не в такт потребностям ребёнка матери) или к холодной к нему матери (увлечённой решением своих проблем и мёртвой по отношению к ребёнку матери) сильнее, чем к любящей. Ребёнок помещает мать внутрь себя и пытается оживить, изменить или застывает в ожидание того, чего никогда не получит.
При таких внутренних отношениях с матерью особенно сложно строить естественным образом отношения с другими людьми во взрослой жизни (особенно когда с этими другими находишься на одной территории долгое время или проживаешь в браке).
Партнер по отношениям, неосознавая сам того (бессознательно), заставляет своего спутника жизни вести себя так, как его мать вела себя с ним, или ведёт себя с партнёром по отношениям так, как мать вела себя с ним самим (холодно, отстранённо и т. д.). Это чередуется и партнёры не могут понять, что происходит, так как всё ещё и усиливается тем, что партнёры подходят друг к другу как ключ к замку, то есть оба запускают в друг друге соответствующие дискордантные и конкордантные процессы, что наполняет семейную жизнь энергией ссор, скандалов и конфликтов (разного качества и в разном количестве, у каждой отдельно взятой пары по-разному).
Бывает, что отношения вообще не складываются или складываются в малом количестве и в искажённом качестве (социофобия, мизантропия и др.).
Каковы были отношения слияния, идентификаций, попыток выхода из симбиоза с матерью, такими и будут отношения с другими значимыми людьми (супругом или супругой, с детьми) при проживании на одной территории. Происходит механизм «переноса» и всплывания из бессознательного всего того, что в нём находится в вытесненном и непереработанном (неинтегрированном) виде. Оно не может не всплывать, так как стремиться к «я», стремиться встроиться правильным образом в «я», в сознание (через осознавание).
Этот процесс сопровождается депрессивными и меланхолическими переживаниями. Само переживание умерщвления части своего «я» за счёт вживления на его месте чужого (при инкорпорации) и отток энергии переживается как депрессия, падение энергии, апатия и др. виды депрессий, в зависимости от степени осознавания и прикрытия компенсаторными механизмами, называемые по разному (атипичные и прочие по МКБ). Само переживание непонятной утраты чего-то или не получение чего-то, что должно было быть получено, переживается как депрессия (меланхолическая депрессия, меланхолия). Переживание чего-то неотплаканного, не отгорёванного как утраченное навсегда (отрицание и вытеснение самого переживания и возможности для разворачивания свёрнутого процесса прощания) - всё это тоже переживается как некое горе (депрессия) внутри. Чёрное солнце светит во внутреннем мире или холодная луна освещает мрак, но не греет.
Симбиотические отношения с матерью (слияние, интроекция, инкорпорация и иное) «переносятся» на психоаналитика (не сразу, но это происходит). Расцветает цветок «переноса» (невроз переноса). Иногда случается психоз переноса у пограничных и психотических личностей, для которых характерно слияние с родителями и не доформированность психизма (психического аппарата), чтобы иметь возможность отделяться от родителей, использовать механизмы вытеснения вместо расщепления). С этого момента (оживления отношений с родителями, перенесённое на специалиста) начинается основное лечение (лечение через механизм переноса-контрпереноса). В переносе на психоаналитика всё, что живёт в бессознательном всплывает и прорабатывается по-новому (то как и что не справился сделать психический аппарат родителя, теперь это ложится на психический аппарат психоаналитика). Психический аппарат психоаналитика, словно на время сдаётся в аренду анализанту. При этом автоматически развивается психический аппарат анализанта. Человек (анализант, клиент психологических услуг) развивает собственную способность работать с живущим в бессознательном психическим материалом. Это особая сфера коммуникаций между двумя людьми, когда взаимодействуют два бессознательных (перенос-контрперенос). На стыке двух бессознательных рождается Химера. Восходят на свет все демоны живущие внутри, демоны узнаются, им даются имена и через это сила демонов теряется. Это, похожее на тайну, интересное и продуктивное приключение, называется - психотерапевтический процесс (или психоаналитический процесс). С другими людьми в социуме такого глубинного продуктивного процесса коммуникаций не происходит, так как они не психоаналитики и не психотерапевты, но сами коммуникации случаются и периодически каждый из нас сталкивался с резким изменением настроения после общения с каким-нибудь человеком или накануне общения с ним.
Стоит добавить, что помимо идентификаций с матерью идут и идентификации с отцом (с определённого возраста, на разных стадиях развития и кристаллизации «я»). Эта тема также прорабатываема в отношениях с психоаналитиком. Идентификация с отцом происходит через отношение к нему матери ребёнка, соединённое с мужским имаго, передаваемым по родовой линии через первичное бессознательное. Весь слепок всех мужчин по роду или какие-то отдельные узоры всплывают в сознание из первичного бессознательного. Это всплывающее по роду может вступить в конфликт с отношением матери к мужчинам. Мужское имаго составляет большую часть внутрипсихической инстанции супер-эго, несущей в себе задачу отделять, устанавливать, разрушать, защищать. У некоторых людей супер-эго становится заменителем совести. Совесть – это более тонкая субстанция, которая является некой останавливающей силой, учитывающей всё и срабатывающей естественно и спонтанно в самом моменте настоящего (не связана напрямую с интеллектом и логикой). Из первичного бессознательного также проявляются в виде захвата личности под свою власть некоторые программы, как отголоски того, с чем не справились члены рода. Происходит это через механизм трансгенеративной передачи.
К часто возникающему вопросу о лечении депрессии антидепрессантами, стоит задать себе теперь другой вопрос «А чем собственно лекарства могут помочь осознать то, что является причинами депрессий (что классической депрессии, что меланхолии, непроделанной работы горя при интроективной идентификации с матерью, что других психических феноменов)?» Лекарства не влияют на такой процесс осознания. Наоборот они вредят тем, что словно ребёнка родитель поднимает на руки и показывает, что находится за высоким забором, но когда действие лекарства заканчивается, то забор по прежнему загораживает горизонт (ножки у ребёнка свои не растут). Но это ещё пол беды, так как лекарства могут действовать на стороне компенсаций, что со временем приведёт к истощению.
Более того считается что конкретно антидепрессанты вредны, так как могут спровоцировать суицидальные помыслы. Антидепрессант поднимает уровень энергии, но настроение не поднимает. И если человек не работает с психотерапевтом психоаналитически-ориентированным (или с духовно-ориентированным мастером и экзистенциальным аналитиком, понимающими данные феномены не теоретически, а интуитивно), то он может пойти по пути усиления волевых функций, начав заставлять себя что-то делать (благо энергия появилась на это), начнёт участвовать в какой-то деятельности, начнёт влазить во что-то раньше подъёма настроения (и восстановления естественной мотивации, контакта с интуицией, со своими подлинными чувствами) и окажется не в том месте не в то время. Или, не дай Бог (а такое часто случается), у него что-то, начав получаться, потом рухнет, так тогда человек легко может пойти по пути суицида (пути саморазрушения, пути самонаказания). Причём суицид можно устроить не только телу, но и своим желаниям, потребностям, стремлению к свободе.
Вред антидепрессантов замалчивается врачами, по причинам самого директивного подхода («врач лучше знает») и ловушки правила "не навреди", то есть якобы заботы о людях (что лучше, типа, об этом пациенту не знать, то есть ни о деталях диагноза, ни о ситуации ограниченности понимания в старых классических медицинских теориях о болезнях и о сознании, психике). Обычно лучше знать правду. Как показывают исследования нейропсихологов, обмен между клетками организма лучше происходит, если организм человека живёт в поле правды (с правдивыми людьми рядом и в правде по отношению к себе). Забывается, что пациент и так на уровне бессознательного всегда почувствует сомнения врача. И сделает свои бессознательные выводы (и отыгрывания). В чём тогда будет польза "не навреди"?
Также если не жить в правде, то не дойти до проработки центрального момента влияющего на жизнь и здоровье человека (момента наступающего в проработке после (или на некоторых этапах) проработки отношений с родителями, то есть с матерью, с отцом и с их парой) - отношения к смерти. Не проработав страх смерти не проработать и страх жизни, страх любви и творческой спонтанности. Этой проработкой занимаются духовно-ориентированные психоаналитики, духовно-ориентированные психотерапевты и экзистенциальные аналитики и, конечно, сами духовные мастера (у которых обычно и учатся духовно-ориентированные специалисты).
Существует также понятие "ранней депрессии" у рано оставленных (или с плохим уходом) детей. Её называют эссенциальной или анаклитической депрессией. У такой депрессии, кажется, в чём-то сходные с меланхолией механизмы. Но это первая депрессия у ребёнка, когда мать перестала быть адресатом влечений ребёнка, опорой, частью ребёнка, благодаря которой он мог функционировать. Это депрессия до установления объектных отношений (поэтому "дообъектная") с матерью, чем и отличается от безобъектой (меланхолии). При меланхолии объект (мать) какая-никакая, но была. А здесь матери слишком рано не стало рядом. В той или иной степени такое депрессивное ядро есть в каждом человеке. Есть также феномен депрессии мёртвой матери. Мать была словно мёртвой в своём внимании и любви к ребёнку. Эта депрессия более поздняя, также называется "депрессия в переносе". Её чувствует психоаналитик, а не сам носитель депрессии. Но при этом разрушительная работа всё равно в человеке ведётся. Человек ни от чего в своей жизни убежать не может. Человек с такой депрессии неосознанно посвящает всё свою жизнь словно оживлению матери, переносимой на свои занятия и отношения.
Как вариант проявления механизма инкорпорации заложенного в меланхолии (и для лучшего понимания самой меланхолии) можно привести следующий пример. Каждый день для человека - это новый день (не похожий на предыдущий). Но есть, допустим, у человека то, что переноситься с собой изо дня в день. Меланхолия - это когда человек в своём "я" (в личности) удерживает (за счёт ткани "я", становясь этим) изо дня в день что-то, что не может ни оживить (сделать своим), ни отпустить (так как это не понимается и на пути этого лежит озеро депрессии). Этим помещённым во внутрь может быть как человек так и отношения. Вся энергия уходит в оживление и это даже даёт свои плоды. Например, умер муж и жена стала на него похожа. Есть слияние с мужем (нет горя, проживания депрессии). Или, например, жена заболевает болезнью умершего мужа. Вот пример инкорпорации. Инкорпорация - это когда субъект отрицает потерю (ничего не потеряно, объект внутри).
Существуют, как мы уже отмечали, в медицине описания и других депрессий (атипичная депрессия, маскированная депрессия, биполярная депрессия, сезонная депрессия, дистимия (длительное подавленное настроение и апатия), женские депрессии (ПМС и послеродовая депрессия, постнатальная депрессия), психотическая депрессия). Но мы рассмотрели самые сложные три варианта (плюс депрессия мёртвой матери), которые лежат в основе (или в корне) или на которые наслаиваются другие депрессии (так как все люди проходят с тем или иным успехом сепарацию от матери). Работая с корнем или почвой мы решаем вопрос и с другими депрессиями более эффективно или просто устраняем для них основание и тогда с ними работать гораздо проще.
Несколько слов о депрессиях при шизофрении, о лечении шизофрении психоаналитическими методами.
По вопросам источников депрессии при шизофрении и о проблемах шизофрении разных видов (ссылка), включая ответ на вопрос о вреде антидепрессантов и антипсихотиков (нейролептиков), можно ознакомиться (для специалистов), послушав обучающий семинар французского психоаналитика (выходца из психиатрии и врачебной психотерапии) Вассилиса Капсамбелиса: «Психиатрическая нозография психозов и психоанализ» (03.06.2016 Москва). Ссылки появится позже.
В. Капсамбелис – признанный авторитет и в кругу прогрессивных врачей (психотерапевтов и психиатров) и в психоаналитических кругах. Доктор Вассилис Капсамбелис – психиатр, психоаналитик, член Парижского Психоаналитического общества и Международной Психоаналитической Ассоциации, генеральный директор Ассоциации Психического Здоровья 13-го округа, г. Париж.
Существует и более простое понимание депрессии или понимание её отдельного самостоятельного вида, лежащего ещё глубже меланхолии и непроделанной работы горя и отделения от родителей. Речь об экзистенциальной депрессии - депрессии по смыслу и цели собственного существования, по жажде наслаждения от жизни и переживания понимания смерти личности. Такой депрессией занимаются экзистенциальные аналитики. (Прочесть статью "Почему уходит радость от жизни?")
Когда мы делаем, то что не хотим и (или) не делаем, то что хотим, то возникает депрессия (часто хроническая). Или когда делаем, что хотим, но из-за какой-то ошибки «х» в начале уравнения у нас не получается желаемое, или когда мы не знаем уже чего хотеть или чего хотим на самом деле, то возникает тревога смешанная с депрессией. Иногда это называют экзистенциальной депрессией или её началом. Не поняв такую депрессию в кризис, и убежав от кризиса в какое-то дело, занятие или в отношения, мы снова встретимся с экзистенциальной депрессией в другой раз. Это тот вид депрессии, от которой не убежать никогда. И чем раньше человек начинает работать с психотерапевтом школ глубинной психологии, тем лучше. По-хорошему, каждый человек сегодняшнего времени, думающий, чувствующий, осознающий не-био-робот (не "нормопат") должен ходить к аналитику. И наслаждение от жизни можно вернуть и начать своё дело, чтобы не лишать себя творческого проживания жизни, работая на творчество (не всегда здоровое) других людей и перенося на них свои непроработанные отношения с родителями. Каждый человек по-хорошему должен проходить психотерапию у профессиональных не-директивных специалистов, которые как раз и работают, в том числе, и с так называемыми здоровыми людьми. Но в чём заключается здоровье здорового большинства? В попытке заполнить внутреннюю (экзистенциальную) пустоту тем, чем она не заполняется? В попытке не принятия себя и жизни? Без познания себя, принятия себя и жизни - нет и счастья.
© Потеенко Ю. В. психотерапевт. В оформлении использованы картины художника-интроверта Зенчик Эдуарда
По вопросам прохождения психотерапии или психоанализа депрессии, меланхолии, депрессии у разных типов личности (и при разных процессах, включая шизофренический процесс), можно обратиться к следующим специалистам Ассоциации ЛИЛА, психотерапевтам психоаналитически и духовно ориентированным:
(12:00 - 22:00)
без выходных
|